Главная ПИТАНИЕ И ДИЕТЫ ЗДОРОВЬЕ НАШИ МАЛЫШИ КРАСОТА МЕДИЦИНА ЗАБОЛЕВАНИЯ РАЗВИТИЕ НАРОДНЫЕ СОВЕТЫ НЕОТЛОЖКА
Лечебный массаж для маленького ребенка Ребенку до одного года важны тактильные ощущения, с помощью которых он познает окружающий мир. Становясь старше, малыш приобретает и другие навыки, однако ничто не заменит прикосновение любимых маминых рук. Поговорим про самый лечебный массаж для маленького ребенка!

Начинать массаж можно с первых дней жизни младенца. Только сначала он будет похож скорее на поглаживания и растирания, нежели на привычный в нашем понимании лечебный массаж. Убедитесь, что в комнате нет сквозняков, температура не ниже 20 градусов, и смело приступайте к массажу. Это может быть время переодевания, воздушных ванн или игр. Главное - чтобы у маленького ребенка было хорошее настроение.

Выкладываем на спинку и легкими движениями поглаживаем грудную клетку, животик, ручки и ножки. Никаких усилий, только легкие прикосновения. Когда малыш немного подрастет, лечебный массаж можно проводить не только пальцами, но и всей поверхностью ладоней. Движения рук не должны быть хаотичными. По груди и животу проводим по линии от подбородка до лобковой области. Ручки и ножки гладим также - от тела к пальчикам. Живот массируем по часовой стрелке. Выкладываем маленького ребенка на живот. Новорожденный малыш головку держать самостоятельно не может, поэтому он просто повернет ее в бок. Дети старшего возраста сами, опираясь на локти, поднимут голову и будут рассматривать окружающую обстановку. Такими же легкими движениями проводим по спинке и конечностями. Новорожденные малыши щекотания как такового не ощущают, зато уже с 2-х месяцев малыш начнет радостно улыбаться, когда вы начнете проводить кончиками пальцев по спинке. Направление движений рук аналогичное - сверху вниз.

Поворачиваем малыша обратно на спину и делаем принудительную зарядку. Принудительную потому, что крохе невозможно объяснить, что нужно делать. Однако это означает, что следует игнорировать его плохое настроение или плач. Держа за запястья, поднимаем ручки вверх, отводим в стороны и опускаем на пеленальный стол. Затем также описываем в воздухе круг. То же проделываем с ножками маленького ребенка. Здесь добавится упражнение приведения коленей к поверхности пеленального стола для профилактики дисплазии тазобедренных суставов. Последнее упражнение носит характер растирания для улучшения кровоснабжения и снятия гипертонуса (повышенного напряжения) рук и ног. Для этого сначала берем в руки одну ладошку. Нежными массирующими движениями растираем каждый пальчик, ладошку и тыльную сторону. То же самое делаем со второй рукой и ножками. В завершение лечебного массажа повторите легкие поглаживания и оденьте малыша.



Нормальное развитие маленького ребенка Наблюдать за развитием маленького ребенка – это значит не только регулярно контролировать его рост и вес. Существует немало аспектов развития, требующих самого пристального внимания со стороны родителей.

Нормальное развитие маленького ребенка: его этапы и признаки задержек

Специалисты утверждают, что признаки языковых и моторных навыков можно обнаружить уже в первые месяцы жизни малыша. Так, в первый месяц новорожденный учится издавать различные звуки, к трем месяцам он умеет держать головку, а в 4 месяца он лопочет в ответ на речь родителей и визжит от смеха.

Эти ранние этапы развития должны контролироваться родителями ничуть не меньше, чем более очевидные достижения маленького ребенка, такие как умение говорить или ходить. Однако, сравнивая малыша с его ровесниками, либо со старшими сестрами и братьями, родителям стоит проявлять осторожность и помнить, что каждый человек уникален и что дети развиваются по-разному. Так, некоторые учатся ходить уже в 9 месяцев, а другие дети начинают делать это только в 14 месяцев.

Как определить задержки развития

Итак, как определить разницу между ребенком, который все делает несколько медленнее, чем его сверстники, и ребенком с настоящей задержкой развития?

По мнению специалистов, о задержке развития можно говорить в тех случаях, когда дети заметно отстают от тех норм, которые приняты для данного возраста. Даже при условии, что у каждого маленького ребенка свой темп развития, к определенному возрасту он должен уметь справляться с определенным кругом задач. Их можно разделить на 5 основных групп. К ним относят:

• крупную моторику, как то: ползание, ходьба;

• мелкую моторику, к примеру, раскрашивание, складывание кубиков;

• языковые навыки, понимание и речь;

• интеллектуальные навыки;

• социальные навыки.

Специалистами разработан примерный график, демонстрирующий нормальное развитие малыша в каждой из указанных областей. Следует учитывать, что конкретный ребенок может несколько отклоняться от графика, однако его развитие может оставаться в пределах нормы. Однако если у родителей есть поводы для беспокойства, о них лучше поговорить с врачом-педиатром.

Нормальное развитие: этапы

• В 2 месяца новорожденный должен улыбаться, когда слышит голоса родителей;

• В 3 месяца малыш должен поднимать голову и грудь, лежа на животе, хватать предметы, улыбаться другим людям.

• В 4 месяца он должен лопотать, смеяться, имитировать различные звуки.

• В 6 месяцев ребенок должен переворачиваться со спины на живот и обратно, перекладывать предметы из одной ручки в другую.

• В 7 месяцев малыш должен откликаться на свое имя и находить недалеко спрятанные предметы.

• В 9 месяцев он должен уметь сидеть без поддержки и ползать.

• В 12 месяцев ребенок должен ходить с поддержкой или без нее, произносить хотя бы одно слово, а также подражать взрослым.

• В 18 месяцев малыш должен ходить самостоятельно, пить из чашки, знать не меньше 15 слов.

• В 2 года он должен уметь бегать, строить предложения, которые состоят из двух слов, выполнять простые просьбы, в играх воображать себя какими-либо персонажами.

• В 3 года ребенок должен хорошо меть карабкаться, строить многословные предложения, классифицировать предметы по форме и по цвету.

• В 4 года малыш должен общаться и дружить с людьми вне семейного круга, рисовать квадраты и круги, ездить на трехколесном велосипеде.

• В 5 лет ребенок должен знать и называть свое имя, адрес, уметь прыгать, подпрыгивать и скакать на одной ножке, самостоятельно одеваться, считать до 10.

Если родителям кажется, что у их ребенка задержка развития

Если развитие ребенка не соответствует приведенному выше графику, это не повод для паники. Обычно эти проблемы незначительны. Случается, что родители сами не дают своему ребенку развиваться нормально и сами этого не осознают. Так, если малыш не умеет сам сидеть, возможно, родители его постоянно поддерживают, вместо того, чтобы предоставить ему возможность играть на полу самостоятельно.

Другая распространенная причина проблемы – это преждевременные роды. У недоношенных детей мышцы обычно менее развиты. Это также может приводить к задержке в развитии моторики, которая со временем чаще всего проходит.

Если у ребенка наблюдается отставание речевого развития, это нередко случается вследствие потери слуха из-за часто повторяющихся ушных инфекций. Менее распространенной причиной является аутизм, в особенности если у ребенка есть проблемы в общении. Кроме того, если в семье ребенка говорят больше чем на одном языке, он также может иметь задержки речевого развития. К двум годам такие дети обычно догоняют своих ровесников.

Еще одна группа причин, при которых нормальное развитие нарушается, - это генетические отклонения, такие как синдром Дауна, церебральный паралич, задержка умственного развития. Иногда причина нарушений остается неизвестной.

Ранее диагностирование и развивающая терапия

В США специалисты отмечают серьезные задержки умственного развития у 5% детей, у множества малышей наблюдаются умеренные задержки развития речи и моторики. Но у меньшинства из них подобные нарушения выявляются до начала обучения в школе. В то время как исследования показывают, что те дети, у которых задержки развития были выявлены рано и с которыми начали проводить развивающую терапию, добивались более значительного успеха в преодолении этой болезни, нежели те, у кого нарушения диагностировались слишком поздно.

К развивающей терапии относят:

• физическую терапию, развивающую крупную моторику;

• упражнения, направленные на развитие мелкой моторики;

• исследования слуха и терапию по развитию речи;

• дошкольные программы, предназначенные для детей с аутизмом.



Утренняя гимнастика и упражнения для ребенка С 1,5-2-летнего возраста необходимо вырабатывать у детей привычку ежедневно выполнять утреннюю гигиеническую гимнастику, которая является важным дополнением к комплексу мероприятий по физическому воспитанию детей младшего возраста. Регулярно выполняемые утром физические упражнения оказывают положительное влияние на функциональное состояние организма, повышают общий тонус, улучшают аппетит и сон ребенка, имеют не только оздоровительное, но и воспитательное значение. Утренняя гимнастика и упражнения для ребенка важны очень!

Дети, занимающиеся утренней гимнастикой, легко просыпаются, более собранны и самостоятельны, крепче физически, имеют хорошо развитую мышечную систему и правильную осанку. В теплое время года занятия утренней гимнастикой рекомендуется проводить на свежем воздухе - в сквере, на полянке, на спортивной площадке у дома. В холодное время года или в плохую погоду утреннюю гимнастику проводят в хорошо проветренном помещении без сквозняков, с открытой форточкой или фрамугой, но так, чтобы на ребенка не попадали прямые потоки воздуха, при температуре 16-17 °С.

Необходимые для проведения гимнастических упражнений предметы и пособия - коврик, мячи, гимнастическая палка, обруч, флажки и др. - следует хранить в специально отведенном для этого месте. Нужно приучать ребенка готовиться к проведению утренней гимнастики и аккуратно относиться к вещам, которые нужны для ее выполнения. Комплекс утренней гимнастики включает не более 4-5 упражнений для разных групп мышц - пояса верхних конечностей, спины, живота, ног, а также упражнения корригирующего характера, укрепляющие свод стопы и предупреждающие развитие плоскостопия, - поднимание на носки, ходьба на носках, на внешнем крае стопы и др. Обычно вначале выполняются упражнения для пояса верхних конечностей, способствующие укреплению мышц грудной клетки и углублению дыхания, а затем для туловища и ног - приседания, наклоны, поднимание ног и др. Утренняя гимнастика заканчивается подскоками или бегом, затем ходьбой. Продолжительность утренней гимнастики - 6-8 мин.

Для занятий утренней гимнастикой ребенку нужны майка, трусы, спортивные тапочки. В летние дни можно заниматься без майки и босиком. Занятие лучше проводить до умывания. После утренней гимнастики ребенок принимает прохладный душ или его быстро обтирают влажным полотенцем. Сочетание физических упражнений с водными процедурами - эффективное закаливающее средство. Для детей второго года жизни комплекс утренней гимнастики строится по определенному сюжету, например «Зверята в лесу», «Ракеты и самолеты» и др. Взрослый во время утренней гимнастики предлагает малышу выполнить упражнения, напоминающие движения зверей и птиц, хорошо известные ребенку, например «птички полетели» (поднять руки в стороны и помахивать кистями), будем бегать, «как лошадки» (высоко поднимая колени и оттягивая носки). Можно выполнять имитационные упражнения: «как работает мотор у самолета» (согнуть руки в локтях и совершать ими круговые движения перед грудью) или «насос» (наклоны туловища вперед-назад, влево-вправо).

Каждые 2 нед. упражнения утренней гимнастики заменяются новыми. С этой целью родители могут использовать отдельные гимнастические упражнения, которые были приведены в комплексах физического воспитания детей в разные периоды их жизни. Маленькие дети делают утреннюю гимнастику с помощью взрослых, которые контролируют правильность выполнения упражнений. Если у ребенка имеются какие-нибудь отклонения в состоянии здоровья, проводить утреннюю гимнастику можно только после консультации врача.

1. Медленный бег - 30 с.

2. Потягивание. И. п.- стать прямо, руки по швам, ноги шире плеч. На счет «раз» поднять руки вверх, сделать вдох носом и потянуться; на счет «два» - вернуться в и. п. - выдох ртом. 6-8 раз. При выполнении этого упражнения взрослый может произносить слова: «Потянись вверх, ручки еще выше.

3. «Деревья качаются». И. п. - стать прямо, ноги на ширине плеч, руки на поясе. На счет «раз» наклонить туловище влево; на счет «два» - вернуться в и. п., то же вправо. По 6 раз в каждую сторону.

4. «Как дышит слоник». На счет «раз» вдохнуть воздух левой ноздрей, правую зажать пальцем; на счет «два» - выдох ртом. То же правой ноздрей. По 4 раза.

5. «Насос». И. п.- стать прямо, ноги на ширине плеч. На счет «раз» - руки в стороны - вдох; на счет «2-3-4» - три пружинистых наклона вперед, касаясь руками пола,- продолжительный выдох. 4-5 раз.

6. Приседание. И. п.- стать прямо, руки по швам. На счет «раз» - руки в стороны - вдох; на счет «два» - присесть, наклонить голову к коленям и обхватить их руками - продолжительный выдох. 4-6 раз. При выполнении этого упражнения взрослый говорит: «Присядь, стань маленьким и быстро стань большим».

7. И. п. - стать прямо, руки по швам. На счет «раз» - руки вперед, на счет «два» - махом правой ноги достать ладонь левой руки; на счет «три» - вернуться в и. п.; то же левой ногой. По 4-5 раз.

8. Медленный бег - 30 с.

9. Обычная ходьба - 30 с.

Через две недели в этом комплексе можно заменить 2-3 упражнения, например, такими:

1. «Самолеты летят». И. п. - стать прямо, руки вдоль туловища. Взрослый говорит: «Самолеты полетели, полетели!» Ребенок, стоя с разведенными в стороны руками, наклоняет туловище то вправо, то влево, размахивая руками.

2. «Мотылек сел на цветочек». По команде взрослого «мотылек сел на цветочек и сложил крылышки» ребенок из и. п. стоя быстро приседает, обхватывает голени руками и слегка опускает голову, потом встает и прячет руки за спину.



Воспаление аденоидов у маленького ребенка Аденоиды и воспаление аденоидов у маленького ребенка (по-другому - глоточная миндалина) - это периферический орган иммунной системы. И хотя на сцену он выходит не сразу, зато в свой час исполняет едва ли не сольную партию длиной в несколько лет.

Вплоть до года аденоиды воспаляются редко. Главных причин две. Во-первых, глоточная миндалина на этом этапе еще развита не полностью. Во-вторых, малыши редко контактируют с большим миром, своими сверстниками и старшими детьми, так что шансы встретиться с инфекцией невелики. Однако ситуация меняется очень скоро. Уже в 2 года «светская» жизнь карапуза, как правило, налаживается, а с ней заметно увеличивается риск заражения. С этого самого момента в оборонную эстафету включаются аденоиды.

Глоточная миндалина является частью лимфоидного аппарата глотки, еще точнее - лимфоидного кольца Вальдейера-Пи-рогова. В его состав входят также нёбные, трубные и язычная миндалины. Все эти детали призваны защищать дыхательный тракт от агрессий внешней среды. Только вот в строй они входят в разные сроки. Первыми заступают аденоиды. Как и другие составляющие лимфоидного кольца, они состоят из лимфоидной ткани. Ее главное предназначение - реагировать на воспалительные или аллергические процессы, запущенные инфекционными агентами или аллергенами. Благодаря этой особенности аденоиды вырабатывают иммунные клетки и контролируют местный иммунитет, защищая слизистые оболочки носа и околоносовых пазух от вражеских вторжений.

Более того, до 5-7 лет они остаются основным фильтром на пути у инфекции. Именно поэтому бактерии и вирусы, которые вызывают острые респираторные заболевания, в этом жизненном интервале часто провоцируют воспаление аденоидов (аденоидит) или их разрастание (гипертрофию аденоидных вегетации). Если удалить миндалину в раннем возрасте, маленький ребенок останется без иммунного барьера. А это уже прямой путь к частым ангинам, бронхитам и даже пневмониям. По мере роста маленького ребенка аденоиды продолжают развиваться и приобретают пористую структуру губки, которая позволяет впитывать максимум микробов, частичек пыли, аллергенов. Однако с годами роль этого органа постепенно сводится к нулю. В среднем после 6-7 лет защитную функцию начинают выполнять созревающие к этому моменту нёбные миндалины. В пубертатный период в районе 11-13 лет аденоидная ткань под воздействием гормонов и вовсе начинает уменьшаться. В итоге у 90% взрослых людей она полностью исчезает, а у 10% остается в виде маленького бугорка.

Максимально активно аденоиды работают до 7 лет, и все это время они могут расти. Однако их габариты необходимо контролировать. При отсутствии воспаления I и II степени разрастания считаются физиологичными, а фазу признается патологией. Однако кроме размеров аденоидов важно учитывать и направление их роста. Одна из основных опасностей увеличения глоточной миндалины - нарушение носового дыхания, которое может привести к хронической нехватке кислорода, деформации лицевого скелета и прикуса. Эта проблема возникает в том случае, если аденоиды прорастают в задние отделы полости носа. Вторая угроза - развитие отитов (воспаления среднего уха), способных вызывать временную и даже необратимую глухоту. Носоглотка имеет форму купола. Сверху свисает аденоидная ткань, а по бокам находятся устья слуховых труб, по которым в норме воздух попадает из носоглотки в барабанную полость. Если глоточная миндалина разрастается в стороны, она может оказаться в опасной близости от них. В таких условиях в ухо вместе с воздухом попадет слизь, содержащая микробы, и начнется отит. Если аденоиды будут постоянно блокировать устья слуховых труб, отит может приобрести рецидивирующую или хроническую форму, что повлечет за собой стойкое нарушение слуха. В возрасте 2 лет такая помеха препятствует развитию речи, ведь этот навык развивается только при условии, что малыш хорошо слышит. В таких обстоятельствах, как правило, требуется хирургическое вмешательство.

Причинами чрезмерного роста чаще всего становятся либо воспалительные процессы, к которым приводят острые респираторно-вирусные заболевания (ангина, грипп, банальные «простуды»), либо аллергические реакции. Сама же гипертрофия - феномен чисто физиологического порядка. Это всего лишь следствие усиленной функции лимфоидной ткани в связи с высокой потребностью в защите. Как только контакты с внешним миром начинают расширяться, организму необходимо нарабатывать иммунитет и учиться справляться с инфекциями. Однако на агрессию извне аденоиды реагируют по-разному. При аллергии они отекают и, как только раздражающее вещество устранено, возвращаются к своим прежним размерам. При воспалительных процессах аденоиды могут и отекать, и разрастаться. Разрастание происходит за счет микрорубцевания тканей в ответ на вторжение инфекции. Чем чаще малыш болеет острыми респираторными заболеваниями и чем серьезнее и длительнее их течение, тем больше вероятность патологических изменений. Ведь лимфоидная ткань будет менять свою структуру после каждой вирусной или бактериальной атаки, все больше прибавляя в объеме.

Увеличение аденоидной ткани (вследствие отека или гипертрофии) может констатировать только врач. Задача родителей - обратить внимание на характерные симптомы. К ним относятся ухудшение носового дыхания и слуха, ночной храп, темные круги под глазами, общая вялость и обильное выделение слизи, которая провоцирует насморк или кашель. При этом у «аденоидного» кашля есть особые приметы. Как правило, он усиливается после сна, когда малыш встает с постели, или во время физической активности. В часы покоя происходит застой слизи, которая скапливается в аденоидах. Но как только маленький ребенок принимает горизонтальное положение, пускается в пляс или вскачь, она начинает стекать вниз и раздражать стенку глотки, вызывая рефлекторный кашель.



На кого будет похож будущий ребенок Можно ли предугадать заранее, на кого будет похож будущий ребенок? Какие у него будут глаза, папины или мамины? А уши и волосы? И вообще, будет ли он мальчиком или девочкой?

Наследник или наследница?

Кем будет ваш будущий ребенок, мальчиком или девочкой, зависит от отца, а вернее, от того, какому именно сперматозоиду удастся оплодотворить яйцеклетку. Половина сперматозоидов содержит Х-хромосомы, в результате их слияния с яйцеклеткой рождаются девочки. Другая половина несет Y-хромосомы, которые программируют появление на свет мальчиков.

Известно, что мальчиков рождается чуть больше, чем девочек. Вероятно, это связано с тем фактом, что они оказываются более хрупкими и менее устойчивыми к заболеваниям. Кстати, уязвимость будущих мужчин связана все с той же Y-хромосомой. Если девочка в X-хромосоме получает поврежденный ген, то его действие может компенсировать здоровый ген из второй X-хромосомы. А вот у мальчиков дублирования генов не происходит, поэтому природа предусмотрела большее количество новорожденных младенцев мужского пола. Однако этот перевес не столь значителен, поэтому каждый из нас имеет одинаковые шансы на рождение сына и дочери.

Карие или голубые?

Какой цвет глаз унаследует будущий ребенок? Еще со школьной скамьи мы знаем, что различают рецессивные, или слабые, и доминирующие, или сильные, гены. Так вот, ген голубоглазости является слабым, а ген кареглазости – сильным. И если будущий ребенок от одного из родителей получит ген голубоглазости, а от другого – ген кареглазости, то у него будут карие глаза. Но как угадать, на кого будет похож малыш и какой именно ген он получит от каждого из родителей, если у них по два гена?

Вот как можно описать стандартную схему наследования: если у обоих родителей карие глаза, но у них есть ген голубоглазости, то существует три шанса из четырех на то, что их ребенок будет кареглазым, и лишь один шанс – на голубоглазого наследника.

Из этой методики следует, что голубоглазые родители не могут иметь малыша с карими глазами, так как у каждого из них есть только рецессивные гены. Однако генетики могут опровергнуть это утверждение. Очень редко, но у родителей с голубыми глазами появляется на свет кареглазый ребенок.

Объясняется это тем, что за какие-либо признаки у нас отвечают не по одному гену у каждого из родителей, как было принято считать раньше, а целые группы генов. Случается, что, наоборот, один ген оказывается ответственным за несколько функций. Что касается цвета глаз, то за него отвечает ряд генов, комбинирующихся каждый раз по-разному.

И все отследить простейшую закономерность возможно. У родителей с черными глазами не будет голубоглазых детей. А обладатели ореховых, карих, медовых глаз могут ожидать появления на свет малыша с голубыми глазами, но все чаще всего у таких родителей рождаются кареглазые дети. Голубоглазые и сероглазые пары больше всего шансов имеют на появление таких же детей.

Кудрявые или прямые?

Светлый цвет волос так же как голубоглазость является рецессивным признаком. Если оба родителя светловолосые, то их сын или дочь будут белобрысенькими. А вот если мама со светлыми волосами, а папа с темными или наоборот, то цвет волос их наследника или наследницы будет темным или же среднего оттенка между цветом волос мамы и папы. Но, определяя, на кого будет похож малыш, стоит учесть, что у всех потомков восточных славян волосы в раннем детстве светлые, и лишь в 10-12 лет они приобретают тот цвет, который сохранится до появления седины.

В отличие от светлых волос, кудрявость является доминирующим признаком. Если хотя бы один родитель имеет вьющиеся волосы, то его ребенок с большой долей вероятности также будет кудрявым или, по крайней мере, у него будут волнистые волосы.

Ушастый или носатый?

Существует распространенное мнение о том, что девочки чаще всего оказываются похожими на своих пап, а мальчики, напротив, на мам. Это утверждение верно лишь наполовину. Сыновья на самом деле чаще похожи на матерей. От мамы они наследуют одну X-хромосому, которая оказывается богатой генами, определяющими черты внешности: овал лица, форму бровей, цвет кожи. В случае с дочерьми ситуация иная. От папы и мамы они получают по X-хромосоме, а потому определить, на кого будет похож сильнее ребенок женского пола невозможно. Существует равная вероятность того, что девочка будет походить на маму и на папу.

Велики шансы того, что малышу достанется ямочка на подбородке, если такая черта есть хотя бы у одного из родителей. То же можно сказать и о больших ушах. Кроме того, по мнению некоторых генетиков, гены, отвечающие за крупный нос с горбинкой, также являются доминирующими.

Вообще, ученые отмечают тот факт, что часто выделяющаяся, явная особенность внешности передается по наследству из поколения в поколение. Типичным примером могут служить лица Габсбургов. Если судить по парадным портретам императора Максимилиана, Альфонса XII Испанского, Марии-Терезы Австрийской, то можно отчетливо увидеть, что у всех них были одинаково узкие, выступающие вперед нижние челюсти и отвислые нижние губы.

Скорее всего, дети унаследуют и короткопалость мамы или папы, то есть короткие фаланги на пальцах рук, а также шестой палец, если он есть у одного из родителей.

Низкий или высокий?

Что касается роста, то спрогнозировать его довольно трудно, так как здесь достаточно велико влияние факторов среды, например, питания, наличия различных заболеваний. Тем не менее если предположить, что у ребенка все будет складываться благополучно и оба его родителя – люди высокие, то и он сам с большой вероятностью будет высоким.

Однако, как правило, рост ребенка останавливается на средней отметке между ростом мамы и папы. При этом если в детстве он будет хорошо есть, много двигаться, спать в установленные часы и правильно питаться, то у него вполне может получиться перерасти своих родителей.





Красивая и здоровая © 2011 Все права защищены. Женское здоровье
Копирование материалов разрешено при условии установки активной ссылки на -Красивая и здоровая

Яндекс.Метрика