Загрузка...

Логин: Пароль:

ПОПУЛЯРНОЕ НА САЙТЕ

Как укрепить иммунитет ребенка в домашних условиях Если с наступлением весны ребенок начинает ощущать себя утомленным, ему требуется помощь со стороны родителей. Во-первых, надо ликвидировать дефицит витаминов и других незаменимых микроэлементов. Во-вторых, увеличить двигательную активность малыша. Рассмотрим различные способы оздоровления детского организма в весенний период, а также то, как укрепить иммунитет ребенка в домашних условиях.

С самого рождения погода влияет на ребенка, вызывая определенную реакцию организма. Здоровый малыш встречает весну в движении и приподнятом настроении. Однако случается и обратное: ребенок хронически не высыпается, пробуждение после ночного сна становится проблемой, появляются вялость и усталость. Таким детям тяжело сосредоточиться, они нетерпеливы и очень ранимы. Безусловно, такое ослабленное состояние негативно отражается на здоровье – возникает повышенный риск инфицирования различной природы. Чтобы помочь ребенку в такой ситуации, необходимо обратить пристальное внимание на нижеследующие рекомендации.

Свежий воздух необходим

Прогулки должны быть неотъемлемой частью распорядка дня малыша для укрепления иммунитета ребенка, поскольку это благотворно сказывается на детском здоровье. После пребывания на свежем воздухе ребенок лучше кушает, крепче спит и, в целом, становится более активным. Рекомендованная длительность ежедневных весенних прогулок – от трех часов и более. Солнечный свет жизненно важен для детей, так как витамин D3 для усвоения кальция образуется под воздействием ультрафиолета.

Учитывая переменчивость погоды в весенний период, важно правильно одевать малыша. Не надо очень укутывать ребенка, достаточно надеть лишь на один слой одежды больше, чем у взрослого. До трехлетнего возраста просто необходимо проводить прогулки в движении, это способствует росту костей и укреплению мышц. Активные игры с другими детьми на улице, во всевозможных игровых городках и на детских площадках должны быть нормой. Физическая активность для укрепления иммунитета ребенка во время игровой деятельности помогает не только развитию тела, но и дает ребенку первые уроки общения со сверстниками, способствует гибкости ума и мозговой деятельности. С этой точки зрения, спорт будет только на пользу. Велосипед в этом смысле идеальное решение, наряду с роликовыми коньками и самокатом.

Готовимся к оздоровлению

Не секрет, что зимой дети очень часто болеют, что отрицательно сказывается на иммунитете, приходится укреплять иммунитет ребенка. В весенний период целесообразно начать его укрепление с помощью витаминных комплексов, сборов на основе лекарственных трав и капсул рыбьего жира. Назначение каждого из этих средств нуждается в предварительной педиатрической консультации, поскольку существует риск преувеличить дозу, что может губительно отразиться на детском здоровье. Как правило, витамины назначают детям после первого года жизни, часто болеющим, после длительной интоксикации, антибиотической терапии и т.д. Травяные сборы также очень эффективны для стимуляции иммунитета, особенно сильны иммуномодулирующие комплексы на основе такого лекарственного растения, как эхинацея. Только длительное систематическое применение в течение двух-трех недель гарантирует положительный результат.

Целительный сон

Сон благотворно влияет на организм, даруя отдых, а с ним и оздоровление в домашних условиях. Ученые доказали, что физиологическое укрепление иммунитета во сне происходит на порядок быстрее, чем в период бодрствования. Следовательно, очень важно соблюдать режим сна, рекомендованный ребенку в определенном возрасте. Младенцы до четырехмесячного возраста спят в среднем семь-восемь часов днем и семь-восемь ночью. Далее до достижения восьмимесячного возраста – максимум пять днем и приблизительно девять-десять ночью. С года количество часов дневного сна снижается до четырех, а ночной увеличивается до двенадцати. После двух лет ребенок переходит на одноразовый одно- или двухчасовой дневной и одиннадцатичасовой ночной сон.

Продукты для оздоровления организма ребенка

Весеннее меню обязано удовлетворять возросшие потребности малыша в витаминах и питательных веществах, что даст ребенку энергетический заряд и усилит здоровье.

Безусловным лидером среди продуктов является молоко матери. Однако, кормление грудью не всегда возможно. Тут придут на помощь пробиотические и пребиотические комплексы. Их без труда можно приобрести в ближайшей аптеке. Они способствуют развитию благоприятной микрофлоры кишечника и тем самым повышают иммунный ответ организма, делают его более выносливым и способным противостоять любым инфекциям. Овощные и фруктовые блюда должны быть в рационе непременно, пусть даже в виде детских консервов.

Весной появляются первые свежие овощи, которые надо приобретать только в специально оборудованных магазинах, имеющих все необходимые сертификаты соответствия и качества. К тому же, можно вырастить свою зелень, что даст вам гарантию, что это экологически чистый продукт, который не только не принесет вреда вашему крохе, но и обеспечит его нужными витаминами и микроэлементами в домашних условиях.

Идеальный весенний рацион ребенка включает:

  • Мясные продукты

50 г в день или через день, причем мясо должно быть разнообразным: говядина, свинина, птица (курица, индейка).

  • Рыбные блюда

Рыбные блюда включают в меню минимум один раз в неделю. В рационе малыша лучше использовать преимущественно морскую рыбу, богатую очень полезными омега кислотами.

  • Белок и желток яйца

Эти продукты допустимы в рационе ребенка до четырех раз в неделю.

Чтобы удовлетворить растущие энергозатраты ребенка и, следовательно, способствовать оздоровлению организма, питание должно быть по режиму и порционно сбалансировано (порция ребенка не должна быть равна порции взрослого человека).

Острое инфекционное вирусное заболевание корь Сильно заразной вирусной инфекцией является корь, которая встречается исключительно у человека и передается воздушно-капельным путем. При этом у больного человека поражаются слизистая ротовой полости, глаза, дыхательные пути, все это сопровождается сыпью на коже и слизистой рта. Болезни сопутствует тяжелая интоксикация. Человечество страдает данным заболеванием уже на протяжении более 2-х тысяч лет, и впервые оно было описано арабским врачом. В начале 20-го века было доказано, что корь имеет инфекционную природу, а также впервые была предложена сыворотка, благодаря которой смертность от данного недуга значительно снизилась. В середине того же 20-го века был выделен вирус, благодаря которому происходило заражение корью, а также русскими учеными была создана использующаяся по сей день вакцина. Таким образом, острое инфекционное вирусное заболевание корь было практически побеждено.

Относящийся к семейству парамиксовирусов вирус кори обладает неправильной сферической формой, достаточно крупен, однако по сравнению с другими представителями этого семейства, в частности, вирусами паротита и гриппа проникновение его через слизистую затруднено. Вирус кори вызывает склеивание эритроцитов и их разрушение, что приводит к изменению цвета кожи (пигментации), после того, как произошло высыпание. Главная отличительная особенность, которой обладает вирус кори - это нахождение его в организме в течение всей жизни человека, что способно вызвать медленную форму инфекции. К внешней среде вирус кори малоустойчив, более половина их гибнет в течение 2 часов при 37 градусах, однако при минусовой температуре он способен сохраняться более года. Такое острое инфекционное заболевание, как корь, является одним из самых заразных в мире. Передается посредством мелких капелек слизи, мокроты, слюны больного человека, в которых и содержится сам вирус, по воздуху микрочастицы с вирусом переносятся по помещению.

Острое инфекционное заболевание, известное как корь, способно значительно снизить в организме больного человека содержание некоторых необходимых витаминов, в частности, А и С, а это, в свою очередь, влечет за собой разного рода осложнения. Болезнь наиболее часто развивается у маленьких детей, поэтому преимущественно многими людьми считается именно детским заболеванием. Замечено, что дети до 3 месяцев практически не подвержены кори, поскольку в этот период их организм защищен врожденным иммунитетом, который был передан от матери. Однако в случаях, когда мама новорожденного корью не переболела и не имеет иммунитета к этому заболеванию, ребенок способен заразиться инфекцией и в первые месяцы жизни. Кроме того, те дети, которые вскармливаются грудным молоком, обладают многократно более высоким иммунитетом к данной болезни, нежели младенцы, находящиеся на искусственном вскармливании.

Еще раз отметим, что данное острое инфекционное заболевание весьма заразно, корь можно «подцепить» практически повсеместно: в транспорте, в лифте, в помещении и т.д. Причем, больной человек остается заразным для всех окружающих в течение всего инкубационного периода. Основными симптомами, характерными для болезни, являются высокая температура, вплоть до 40 градусов и даже чуть выше. Слизистая верхних дыхательных путей и полости рта воспаляется, появляется сыпь на коже (экзема), развивается конъюнктивит. Выделяют несколько основных периодов развития кори.

1. Скрытый или инкубационный. Длится примерно от 1 до 2,5 недель, причем в этот период вирус, находясь в организме человека, способен «затаиться», ничем не выдавая своего присутствия.

2. Промежуточный или продромальный. Длится около 3-4 дней. Появляются первые симптомы: насморк, общее недомогание, из носа идут обильные выделения, голос осипший, кашель сухой, поднимается температура тела. Самыми характерными симптомами являются развивающаяся светобоязнь, гнойный конъюнктивит (зачастую ребенок не в состоянии самостоятельно открыть глаза). В данный период предписывается избегать попадания в помещение с больным ребенком яркого света, окна следует держать зашторенными. Еще один специфический для кори симптом, который можно наблюдать в этот период – маленькие белые пятна с красными краями с внутренней стороны щек. Причем время их высыпания ограничивается несколькими днями.

3. Далее следует период высыпаний, когда вновь поднимается высокая температура уже до 40 и более градусов. Высыпания появляются к концу первой недели болезни, причем сыпь достаточно характерна для кори: пятна красного цвета неправильной формы, распространяющиеся по шее и лицу за несколько часов. На следующий день сыпь распространяется на туловище, а чуть позже на нижние и верхние конечности.

4. Период выздоровления, при котором сыпь изменяется, становясь коричневого цвета, оставаясь, впрочем, еще в течение 1-1,5 недель. Кожа сухая, наблюдается шелушение, температура снижается не сразу, но постепенно, общее состояние улучшается.

Это острое инфекционное вирусное заболевание может иметь и нехорошие последствия, в частности корь может вызвать такие осложнения, как отит, ларингит, лимфаденит, круп, пневмония. Наиболее тяжелыми осложнениями считаются коревой менингит, менингоэнцефалит, энцефалит, однако, к счастью, это происходит достаточно редко. Заболевшие дети должны находиться под тщательным наблюдением врача, за ними осуществляется уход. Если родители ребенка только заметили первые признаки кори, следует немедленно сообщить об этом медикам. Корь даже без осложнений считается достаточно серьезным заболеванием, а любые последствия являются поводом к немедленной госпитализации ребенка. Дети до года очень часто тяжело переносят заболевание, нередко возникают осложнения, показан постельный режим, гигиенический уход. От заболевания делается прививка два раза: в 1 год и в 6 лет.

Воздействие солнца на маленького ребенка Лето создано для семейного отдыха, дачных сессий, морских заплывов и пляжной праздности. У нас, жителей средних широт, от обилия соблазнов обычно голова идет кругом, и бдительность мы теряем нередко. Родителям такая беспечность непозволительна, ведь кожа малыша беспомощна перед ультрафиолетом. Но чтобы приложенные усилия возымели действие, одним солнцезащитным кремом не обойтись, потому что уберечь кроху предстоит и от обезвоживания, и от перегрева, и от ожогов кожи и роговицы. А для кого-то до сих пор секрет, что все эти задачи предстоит решать не только на знойном морском побережье, но и на дачной лужайке и даже в городском парке. Так что в разгаре высокого сезона самое время повторить азбучные истины. Поговорим про вредное воздействие солнца на маленького ребенка!

О плюсах солнечного света для маленького ребенка известно не меньше, чем о его минусах. Воздействие ультрафиолета на организм считается одним из способов закаливания. Под влиянием летних лучей повышается тонус центральной нервной системы, активизируется деятельность желез внутренней секреции, улучшаются барьерная функция кожи, обмен веществ и состав крови, укрепляются система кровообращения и иммунитет. Так что солнце обеспечивает не только выработку необходимого и взрослым, и детям витамина D.

Тем не менее, скидку на возраст маленького ребенка делать необходимо. В силу своего строения кожа малышей очень чувствительна, в том числе к воздействию ультрафиолета. Ее верхние слои, которые призваны беречь организм от вредных внешних влияний, значительно тоньше, чем у взрослых, поэтому со своими функциями она справляется хуже. Синтез меланина - пигмента, придающего коже цвет загара и защищающего от вредного облучения и ожогов, тоже пока не отлажен. Отсюда вытекают три неприятности. Детская кожа подвержена солнечным ожогам. Доказано, что даже однократный инцидент, приключившийся в юном возрасте, играет весомую роль в развитии злокачественных меланоцитарных новообразований в будущем. Чрезмерная инсоляция приводит и к общему снижению иммунитета.

На этом фоне могут стартовать генетические заболевания, в том числе кожные, к которым у малыша есть семейная предрасположенность. Из уже имеющихся хронических дерматозов способны обостриться герпес, атопический дерматит, витилиго, вирусные и грибковые кожные инфекции, угревая болезнь. Но и это еще не все. От ультрафиолета страдает не только кожа: он способствует быстрому испарению влаги с поверхности тела, что приводит к обезвоживанию. Дети с такой проблемой сталкиваются особенно часто. В отличие от взрослого человека ткани и органы малыша содержат гораздо больше воды. По мере того как маленький ребенок растет, ее становится все меньше. У новорожденных тело состоит из воды на 75,5%, к 5 годам ее доля уменьшается до 70%, а потом сокращается до финальных 60-65%. Кроме того, водный обмен у детей протекает гораздо интенсивнее, чем у родителей, и запас жидкости расходуется быстрее. Для сравнения: каждая молекула Н2О задерживается в организме грудного ребенка на 3-5 дней, а у взрослого - на добрых 15. В придачу под палящими лучами стремительная потеря жидкости ведет к расстройству и без того несовершенных механизмов терморегуляции (способности сберегать и вовремя отдавать лишнее тепло).

Учитывая высокие риски, врачи категорически не рекомендуют выставлять на открытое солнце детей до 3 лет. Как же тогда кроха получит знаменитый витамин D? Эту законную родительскую тревогу легко развеять. Чтобы в коже малыша вырабатывалось достаточное количество ценного вещества, вполне довольно прогулок в кружевной тени деревьев, сквозь которую проникает только «правильный», рассеянный солнечный свет. К тому же даже однослойная одежда из натуральных дышащих материалов - хлопка и льна - задерживает только 40-70% ультрафиолета, так что без витамина D кроха не останется. В дальнейшем, когда малыш подрастет и станет активным, охранные мероприятия придется преумножить.

Ультрафиолетовые лучи бывают двух видов. Неопровержимым доказательством воздействия на нас солнечного света становится загар. Он возникает благодаря лучам типа В. Кстати, именно от их избытка на теле появляются ожоги. Лучи типа А не оставляют видимых следов, но при этом проникают глубоко в кожные покровы, меняя химический состав клеток. Последствия такого облучения (пигментные пятна, веснушки, родинки, злокачественные и доброкачественные новообразования) могут проявиться не сразу, иногда спустя годы. Параллельно эти лучи снижают упругость и эластичность кожи, отчего она становится суше и грубее. Шутки с коварным ультрафиолетом плохи, поэтому педиатры вывели непреложное правило: после 3 лет детям без косметической защиты на открытом солнце можно проводить не больше 5-10 минут суммарно в день. И то только в ранние утренние и вечерние часы, когда светило не находится в зените. Этого времени достаточно, чтобы взять от ультрафиолета всю пользу и избежать вреда.

Легко узнать - тяжело сделать. Продержать малыша на солнце 10 минут удастся без труда, ведь он сам рад купаться в теплых лучах как можно дольше. Но как заставить его весь оставшийся день, ни шагу не ступать за пределы сакрального теневого круга, отброшенного пляжным зонтом? С такой задачкой не справится ни один родитель. Остается призвать на помощь солнцезащитный крем, который позволит растянуть удовольствие до 60-75 минут.

Болезни новорожденных недоношенных детей Недоношенным считается новорожденный ребенок, который появился на свет, когда срок беременности составлял менее 37 недель. Существующая статистика утверждает, что примерно 8% новорожденных детей рождаются на свет недоношенными, а причинами этого могут быть как спонтанные преждевременные роды у матери, так и специально спровоцированные искусственным способом роды. Отчего на самом деле запускаются преждевременные роды ясно не до конца, однако существуют определенные факторы риска, которые повышают возможность подобного рода исхода.

Одним из главных факторов риска является вынашивание женщиной одновременно больше одного ребенка, поскольку в связи с этим в матке для каждого плода получается недостаточно места и, как правило, двойня рождается на 37-й неделе или ранее. Существенным фактором риска является недостаточный отдых у беременной женщины, а также физические перегрузки во время беременности. Весьма негативно влияет курение во время беременности – это также может спровоцировать роды раньше времени, к тому же ребенок у курящей женщины, скорее всего, родится с низким весом. Запускают преждевременные роды и некоторые медицинские состояния, кроме того они могут стать причиной, по которой врачом могут быть назначены искусственные роды. Это гипертония, диабет, инфекции мочевыводящих путей и влагалища, преэклампсия, плацентарная недостаточность. Дети, рожденные раньше нормального срока, чаще всего имеют определенные проблемы со здоровьем, и болезни новорожденных недоношенных детей бывают довольно серьезными.

Поскольку недоношенные дети остро нуждаются в определенных комфортных для них условиях, в частности в тепле, они помещаются в специальные инкубаторы, в которых поддерживается постоянная оптимальная для них температура. Болезни новорожденных вообще и недоношенных детей, в частности, чаще всего выявляются уже в первые дни, непосредственно в родильных домах. Проблемы со здоровьем у недоношенных детей могут быть самыми разными, иногда довольно серьезными, но, в основном, с ними довольно успешно справляются медики, используя специальное оборудование.

1. Недостаток мышечной массы и подкожно-жирового слоя. Основной запас жира, который понадобится ребенку сразу после рождения, запасается им в последние недели, проведенные в матке. Именно этот подкожно-жировой слой позволит малышу поддерживать необходимую температуру постоянно, однако если ребенок родился с весом менее 2,5 кг, у него наблюдается недостаток мышечной массы и подкожно-жирового слоя, необходимого для осуществления защитных функций.

2. СДР – синдром дыхательных расстройств. Это обычные болезни новорожденных, у которых матери страдают диабетом, а также недоношенных детей. Возникает синдром дыхательных расстройств вследствие нехватки определенного химического вещества – сурфактанта. Это химическое вещество выстилает в легких малыша внутреннюю поверхность воздушных пузырьков – альвеол и вырабатывается оно в последнем триместре беременности. Именно благодаря этому химическому веществу альвеолы сохраняют просвет, не спадаются, обеспечивают обмен углекислым газом и кислородом во время дыхания. Из-за того, что недоношенный ребенок рождается раньше нормального срока, в его легких это вещество накопиться в нужном количестве не успевает, что приводит к затрудненному дыханию.

3. Желтуха. У многих малышей очень часто наблюдается такое явление, как физиологическая желтуха новорожденных. Происходит это вследствие гибели эритроцитов, что приводит к поступлению большого количества в кровь билирубина. Физиологическая желтушка новорожденных, как правило, сама по себе проходит через несколько дней, поскольку печень малыша развивается и постепенно выводит из организма билирубин. Однако такие болезни новорожденных, которые не представляют особой опасности для обычных малышей, у недоношенных детей могут вызывать определенные проблемы, поскольку у них печень не развивается так быстро, как это необходимо. Это приводит к тому, что билирубин остается в организме довольно долго и для того, чтобы от него избавиться приходится применять фототерапию – специальное лечение, при котором происходит облучение ультрафиолетовыми лучами, что позволяет удалить билирубин. Кроме того, полагается обильное питье, более частое кормление, для того чтобы ускорить вывод вредного билирубина из организма малыша.

4. Инфекции. У недоношенных детей практически не функционирует защитная иммунная система, из-за чего у таких новорожденных весьма высок риск инфицирования.

5. Гипоксия. В случаях, когда ткани недополучают сахар и кислород, говорят о гипоксии и если ее не лечить, это может привести к тому, что будет поврежден головной мозг недоношенного ребенка.

6. Пневмония недоношенных новорожденных детей. Воспалительные процессы в легких ребенка, являющиеся осложнением какой-либо болезни или самостоятельным заболеванием называется пневмонией. У недоношенных детей пневмония может быть вызвана вирусами, микробами, паразитами, грибками. В зависимости от времени проникновения, а также от других обстоятельств, варианты пневмонии у новорожденных могут быть разными. Врожденная трансплацентарная пневмония является проявлением инфекций (краснуха, герпес, сифилис и пр.), когда возбудитель проникает через плаценту от матери ребенка. Внутриутробная антентальная пневмония происходит вследствие проникновения возбудителя из околоплодных вод в легкие малыша. Постнатальная пневмония – инфицирование происходит в стационаре или роддоме уже после рождения и является приобретенной после рождения пневмонией.

7. Другие осложнения и болезни новорожденных, наиболее часто встречающиеся у недоношенных детей. Низкое давление, анемия, некротизирующий энтероколит, ретинопатия недоношенных, паховая грыжа, кровоизлияние в мозг и пр.

Высокая температура у ребёнка что делать Очень трудно быть спокойным тогда, когда у ребёнка поднимается высокая температура, а в детском возрасте происходит это довольно часто. Повышение температуры дети переносят гораздо тяжелее, чем взрослые, поэтому очень важно своевременно принять соответствующие меры для того, чтобы нормализовать состояние. Высокая температура у ребёнка что делать с этим вопросом родители чаще всего обращаются к врачам, для получения указаний и разработки чёткого плана действий.

Температура у ребёнка – как правильно измерить

Обычно температуру измеряют в подмышечной впадине. Учитывая то, что удержать градусник под мышкой маленького ребёнка удаётся не всегда, можно также произвести измерение в прямой кишке или же во рту. Делать это следует специально предназначенными градусниками и обязательно учитывать то, что при этом она будет на несколько градусов выше – на 0,5°С – 0,8°С. Если температура, измеренная в подмышечной впадине, превышает 37,1°С, а измеренная в прямой кишке или ротовой полости - 38°С – такое состояние называют лихорадкой.

Градусники для измерения температуры бывают ртутными и электронными. Ртутные термометры для измерения температуры, особенно у маленьких детей, следует использовать с осторожностью, так как очень велика вероятность того, что он упадёт и разобьётся.

В течение дня температура у ребёнка может изменяться. В утренние часы она будет минимальной, к вечеру – отмечается повышение. Причиной повышения может послужить высокая температура воздуха, чересчур тёплая одежда, чрезмерная активность ребёнка или выполняемые ним физические упражнения (отмечается повышение на 1-1,5°С). Отмечается повышение температуры также и после принятия горячих напитков или употребления горячей пищи. Эмоциональный фактор – плач или длительный смех также может привести к незначительному повышению температуры.

Высокая температура у ребёнка – причины:

- Одной из наиболее распространённых причин повышения температуры у ребёнка являются различные инфекционные заболевания. Если организм ребёнка ослаблен по какой-либо причине, то инфекциям очень легко преодолеть защитный барьер.

- Нередко температура у маленького ребёнка может повышаться от перегрева. Причиной перегрева может послужить чрезмерное укутывание ребёнка, одевание его «не по погоде». Устранить такую причину довольно просто – следует пересмотреть свои взгляды на выбор одежды для прогулок – если ребёнок активен, то следует отдать предпочтение лёгкой, удобной одежде, которая не только не стесняет движений, но и обеспечивает надлежащий доступ воздуха к телу, исключает потение и перегрев. Кстати, перегрев намного опаснее переохлаждений – и заболеваю дети чаще именно от перегрева. К тому же, обеспечив правильный подбор одежды для повседневной носки и прогулок, родители способствуют закаливанию малыша, укреплению защитных сил его организма.

- У грудных детей очень часто причиной повышения температуры служат прорезывающиеся зубки, но в данном случае она не повышается выше показателя 38,4°С. Даже, если родители считают причиной повышения температуры у крохи именно прорезывание зубов, не следует отказываться от вызова врача-специалиста, который исключит другие заболевания и порекомендует что делать.

- Наблюдается высокая температура и при кишечных инфекциях.

Типы лихорадки

Повышение температуры тела разделяют на субфебрильную лихорадку (до 38°С) и фебрильную лихорадку (больше 38°С). Выделяют 2 типа лихорадки:

- при «красной» лихорадке кожные покровы становятся горячими на ощупь, влажными, розовеют. У ребёнка при лихорадке такого типа поведение резко не изменяется, остаётся обычным. Справиться с такой лихорадкой можно без особых проблем;

- «белая» лихорадка – бледные кожные покровы с мраморным рисунком, синюшный оттенок губ и посинение кончиков пальцев, холодные ручки и ножки ребёнка. Для данного типа лихорадки характерен озноб, одышка, учащённое сердцебиение. При таком состоянии необходима срочная помощь специалистов, которые примут меры в соответствии с показаниями.

Что делать при повышении температуры у ребёнка

- снижать температуру, применяя медикаментозные средства, следует только тогда, когда она выше 38,5°С (если отмечается лихорадка «белого» типа, то следует действовать в соответствии с указаниями наблюдающего врача);

- обязательно больше пить! Необходимо обеспечить ребёнку обильное питьё, используя для этого чистую воду без газа, лёгкий компот, некрепкий чай. Компот из сухофруктов, травяные настои, брусничный, клюквенный морс помогают вывести из организма токсины, отлично утоляют жажду. Если ребёнок отказывается пить, необходимо ему вливать жидкость в рот хотя бы по одной ложечке;

- при повышении температуры у грудного ребёнка следует его как можно чаще прикладывать к груди;

- если ребёнок не хочет есть, не заставляйте его. Снижение аппетита при повышенной температуре – нормальное явление;

- поддерживайте в комнате, в которой находится ребёнок, температуру воздуха не более 22-23°С, проветривайте почаще;

- не следует укутывать ребёнка, у совсем маленьких детей нужно обязательно снять памперс;

- держите в аптечке лекарственные препараты, соответствующие возрасту ребёнка. Чаще всего используются лекарства, основным действующим веществом которых является парацетамол: «Эффералган», «Парацетамол», «Панадол, «Цефекон Д» и прочие, выпускаются они в форме сиропов, таблеток, свечей. Давать их ребёнку следует, строго следуя инструкции, не превышая дозировки и соблюдая временной промежуток между приёмами;

- ни в коем случае не применяйте ацетилсалициловую кислоту для снижения температуры у детей, так как возможны непредсказуемые реакции организма и последствия;

- можно наложить на лоб ребёнка холодный компресс, но обтирать все тело холодной водой не рекомендуется.

Заранее обговорите с лечащим врачом, что делать в случае повышения температуры у ребёнка, не паникуйте и держите себя в руках.

Причины заражения детей паразитами Детки - наиболее уязвимая в плане атак паразитов категория. Ведь малыши активничают и дома, и на улице, ходят в детский сад, гладят собачек и кошечек. Шансов встретиться с разными червяками у них очень много. Среди большого множества гельминтов у детей наиболее часто встречаются острицы и аскариды. Каковы же причины заражения детей паразитами?

Острицы - это маленькие белые круглые червяки, виновные в развитии энтеробиоза (дословно переводится как «жизнь в кишечнике»). Чаще всего энтеробиозом болеют дети, ведь в основе хвори - нарушения правил гигиены (немытые руки, плохо промытые овощи и фрукты, грязные игрушки и т.д.). Ребенок, зараженный острицами, испытывает сильнейший зуд в области анального отверстия и расчесывает кожу во время сна. При этом под его ногти попадают яйца паразита, которые он разносит на постельное белье и игрушки, что чревато заражением окружающих людей. Самым основным симптомом и причиной энтеробиоза является сильнейший ночной зуд в области ануса. Именно в это время, когда ребенок согревается в кроватке и мало двигается, самка острицы выползает из кишечника и откладывает яйца в складки кожи. Также при энтеробиозе может наблюдаться учащение стула с примесью слизи и коликообразные боли в области пупка и по ходу толстой кишки. Энтеробиоз способствует формированию аллергических реакций, а также расшатывает нервную систему, вызывая раздражительность, нарушения сна и головные боли. Иногда паразиты проникают в аппендикс и могут спровоцировать аппендицит! Профилактика и лечение причин Для диагностики энтеробиоза рекомендуется сдать анализ кала. К тому же в настоящее время есть более точные, специфические анализы крови, подтверждающие наличие паразита. Лечение осуществляется специальными препаратами под контролем врача и повторных анализов кала. Для профилактики повторного заражения рекомендуется коротко стричь ногти, ежедневно менять нижнее белье деткам, следить за чистотой рук (особенно перед едой) и прививать навыки опрятности. Аскариды - паразит, личинки которого попадают в организм ребенка с немытыми овощами и фруктами. Пройдя длинный путь роста и развития, они, наконец, оседают в кишечнике и вызывают аскаридоз. Во время цикла развития, который длится около 3 месяцев, у ребенка могут наблюдаться высыпания на коже, кашель и зуд в носу. После того как аскариды оседают в кишечнике, к прежним жалобам присоединяются тошнота, повышенное слюнотечение, боль в животе, снижение аппетита и зуд в анальной области. Страдает и самочувствие малыша, он становится вялым и сонливым, снижается память и способность к обучению. Иногда случается так, что червяков размножается и вырастает так много, что они могут закупорить просвет кишки и вызывать кишечную непроходимость! К тому же данный паразит активно циркулирует по организму, попадая в различные внутренние органы и даже головной мозг. В тяжелых случаях, когда аскариды оседают в глазах, они оказывают выраженный токсический эффект, что приводит к кровоизлияниям в глаз, а также нарушениям зрения и движения глаз. Профилактика и лечение причин Для диагностики аскаридоза чаще всего используется обычный анализ кала, позволяющий выявить яйца гельминта. Однако иногда такие анализы информативны далеко не с первого раза, именно поэтому в настоящее время доктор может порекомендовать исследование крови на антитела к паразитам и т.д. Препараты для лечения аскаридоза назначает доктор. Они довольно токсичны и могут вызывать ряд побочных действий. Именно поэтому самолечение абсолютно недопустимо.

Анализ на наличие лямблий у детей Отнюдь не такое редкое заболевание у детей - лямблиоз, вызываемое возбудителем, простейшим микроорганизмом лямблией. Эти микроорганизмы могут быть вполне обнаружены в обычной воде из-под крана в нашем доме, а также на различных бытовых предметах, которыми мы и наши дети пользуемся в повседневной жизни. Лямблии способны жить во внешней среде достаточно долго, вплоть до нескольких месяцев и в течение этого периода сохраняют свою способность к инфицированию. Нередко в жизни случается так, что анализ на наличие лямблий у детей становится необходимостью, поскольку те больные, в чьем кишечнике находятся эти паразиты, не всегда способны отмечать у себя какие-либо признаки его наличия.

Лямблиоз характеризуется еще и тем, что для того, чтобы произошло заражение, человеку вполне бывает достаточно совсем небольшого количества паразитов. По утверждениям медицинских специалистов, большинство детей может быть заражено лямблиозом, поскольку они нередко грызут ногти, засовывают грязные пальцы в рот, имеют привычку засовывать в рот посторонние предметы. Вот почему анализ на наличие паразитов лямблий может быть так важен у детей. Отмечено также, что у детей лямблиоз возникает значительно чаще еще и потому, что защитные механизмы их организма значительно слабее, это касается, в том числе, и желудочно-кишечного тракта. Кроме того, образ жизни маленьких детей, которые часто весьма активны, нередко пачкаются, много проводят времени на улице, также способствует тому, что на их руки, а следовательно, и в организм, попадают многие потенциально опасные микроорганизмы, способные вызвать инфекцию, в том числе и лямблиоз.

Лямблии, попадая в тонкий кишечник ребенка, воздействуют на слизистую оболочку, нарушая ее целостность, в связи с чем возникает воспалительный процесс, возможны спазмы, нарушается пищеварение, кишечник функционирует неправильно, питательные вещества всасываются не самым должным образом. Анализ на наличие или отсутствие лямблий у детей необходим для того, чтобы вовремя узнать о проблеме. Еще совсем недавно считалось, что лямблии можно обнаружить в печени, однако на сегодняшний день можно считать доказанным, что этот микроорганизм не может жить в желчи, зато прекрасно себя чувствует кишечнике.

У маленьких детей лямблиоз, как правило, начинается с небольшого подъема температуры, симптомы напоминают острую кишечную инфекцию. В животе может ощущаться боль, начинается понос, в некоторых случаях возможна рвота. Очень часто клинические проявления лямблиоза вовсе отсутствуют, однако болезнь имеется, хоть и протекает в скрытой форме. Какие признаки могут прямо или косвенно указывать на наличие лямблий в организме ребенка?

1. Часто у ребенка происходит вздутие живота.

2. В животе слышится урчание.

3. На языке появляется налет – светлый, густой.

4.Понос чередуется с запором.

5. Кожа ребенка бледная, анемия отсутствует.

В редких случаях:

6.Наблюдается сухость кожи.

7.Края губ красные, шелушатся.

8. На коже туловища чередуются красные и бледные пятна («мраморная» кожа).

Лямблиоз – заболевание паразитарное, и как любой другой подобный недуг он нередко сопровождается излишней возбудимостью, раздражительностью, утомляемостью. В случаях, когда родители замечают за своим ребенком нечто подобное, имеет смысл пройти обследование, сдав кровь в инфекционной клинике. Анализ на наличие лямблий у маленьких детей может проводиться на основании разных материалов. Наиболее простым способом выявить наличие паразита в организме – это сдать на анализ кал ребенка. Однако специалисты считают такой способ не идеальным – он не столь информативен, как того хотелось бы, и в кале лямблии иногда можно не обнаружить.

Самый оптимальный способ – это сделать анализ на наличие в организме лямблий, взяв у детей кровь из вены. Наиболее целесообразно совместить несколько способов диагностики, поскольку в крови антитела появляются по истечении 3-х недель после того, как произошло заражение, а после того, как ребенок выздоровел, они еще некоторое время циркулируют в крови. Считается, что в 9 случаях из 10 специалист способен выявить наличие лямблиоза у ребенка и приступить к лечению.

В случаях, когда лямблии были обнаружены в организме ребенка, необходимо предпринять лечение инфекции. Для этого применяются противопаразитарные средства, а также препараты, которые улучшают функциональность пищеварительной системы ребенка. Кроме того, применяются противовоспалительные средства, иногда целесообразно использование специальных пищеварительных ферментов.

Важнейшим условием при лечении лямблиоза у детей считается специальная диета. Рацион ребенка должен быть обогащен фруктами и овощами, продуктами, в которых содержится растительная клетчатка. Специалисты рекомендуют не отказываться при лечении лямблиоза у детей от различных целебных травяных сборов, которые способствуют избавлению от паразитов. Тем не менее, уповать на одни лишь народные средства нельзя, поскольку они редко способствуют полному выведению паразита из организма.

Итак, родителям следует помнить о том, какие источники лямблий для их ребенка могут угрожать его здоровью:

А) Самым главным источником лямблий является человек, который инфицирован паразитом, причем сам он может и не подозревать о наличии болезнетворных микроорганизмов у себя.

Б) Паразит прекрасно чувствует себя не только в человеческом организме, но и живет в кишечнике собак, кошек, грызунов. Дети после контакта даже с домашним животным могут занести инфекцию в свой организм.

В) Лямблии нередко обнаруживаются в водопроводной воде, даже хлорированной. О загрязненной воде, которая имеет место в наших водоемах, и говорить нечего.

Всего один десяток цист лямблий вызывает у детей заболевание лямблиозом, в организме они активно размножаются и вызывают заболевание, причем у ребенка оно протекает тяжелее.

Лечение при дисплазии тазобедренного сустава Дисплазия тазобедренного сустава или врожденный вывих происходит у детей, такой диагноз, обычно ставится в 2-3 месячном возрасте и это можно проверить следующим образом: положить ребенка на спину, когда он находится в спокойном состоянии и при этом обе ноги должны быть одинаковыми, но в том случае, кода у ребенка вывих тазобедренного сустава, то одна нога может быть короче другой.

Также можно проверить вывих, если положить руку на колено и развести ножки в стороны, то будет слышен щелчок или ребенок сразу начинает плакать. Кроме того можно поверить это заболевание следующим образом. Положить ребенка на животик и смотреть, не ассиметричны ли складочки на ножках, также можно согнуть руками голени, а затем колени развести в сторону, то при вывихе одна ножка будет отводиться в сторону более туго.

Поэтому, выяснив это необходимо проводить лечение при дисплазии тазобедренного сустава, но перед этим следует тщательно провести дополнительное обследование с помощью рентгенографии и УЗИ, а потом уже, когда точно будет поставлен диагноз, начинать лечение дисплазии тазобедренного сустава.

Устранить такое заболевание вполне возможно, но потребуется много сил терпения, чтобы справиться с дисплазией тазобедренного сустава.

Дисплазия тазобедренного сустава бывает трех видов, это предвывих, подвывих и вывих бедра, и надо учитывать, что первые два тип встречаются слишком часто, и они проходят почти безболезненно. Ребенок может ходить, бегать, прыгать и родители почти никогда не замечают, что у ребенка есть нарушение в тазобедренном суставе, но иногда у деток появляется вульгузность стопы, косолапость и развивается сколиоз.

При подвывихе тазобедренного сустава, головку бедровой кости можно передвигать внутри сустава, довольно легко и это вызвано тем, что связки, которые удерживают суставы, довольно слабые и появляется такая нестабильность.

При подвывихе, головка тазобедренного сустава может выскакивать, а потом опять возвращаться в сустав и при этом можно услышать щелчок.

Вывих, это довольно редкая патология и при этом, головка бедренной кости может лежать вне сустава.

Основные причины развития этого заболевания лежит в ягодичном прилежании ребенка и у него при этом ножки согнуты, как раз в тазобедренном суставе, но разогнуты в коленях, поэтому стопы находятся у плеч и часто при таком прилежании необходимо делать кесарево сечение.

Дисплазия тазобедренного сустава, может развиться при внутрипупочном обвитии плода, но это заболевание может быть в результате послеродовой или родовой травмы, а также в том случае, когда у матери имеются гинекологическое заболевание и у нее внутриутробное движение плода затруднено.

Кроме того, дисплазия тазобедренного сустава у ребенка может быть при гормональном нарушении во время вынашивания ребенка, также очень часто вывих бывает у недоношенных детей.

Лечение дисплазии тазобедренного сустава сложная терапия и это связано с тем, что суставы впервые месяцы после рождения, могут быть нормальные, но уже через несколько месяцев начинает диагностироваться патология.

Такие явления бывают из-за того, что довольно трудно определить дисплазию тазобедренного сустава у младенца, только кривошея может дать какие-то симптомы о нарушении тазобедренного сустава.

Дело в том, что дети могут развиваться по-разному и родители часто даже не замечают, что у ребенка такие нарушения, а это у детей слабое место и вовремя не поставленный диагноз, может привести к необратимым последствиям.

Лечение дисплазии тазобедренного сустава в течение 40 лет остается неизменным и в метод лечения включаются аппарат Гневковского, Шнейдерова, Волкова, Розена шина Фрейка и стремена Павлика. Все это ортопедические приспособления необходимы при истинном вывихе бедер, а их, почему-то стараться назначить каждому ребенку, которым исполнился месяц и он остается с этим аппаратом до года, и снимают его только при купании.

Из-за этих аппаратов психика ребенка нарушается, ребенок в первое время после того, как на него оденут аппарат, становится перевозбужденным, постоянно плачет, у него нарушается сон, но постепенно он становится безразличный ко всему, замкнутый и подавленный, и очень редко смеется.

В настоящее время это заболевание можно лечить, с помощью мануальной терапии и это связано с тем, что все ортопедические приспособления, зачастую не особенно нужны ребенку. Ему надо двигаться, развивать все свои органы, а он бывает, скован, у него нарушается кровообращение, да ко всему он не может развиваться наравне с ровесниками, но у которых нет таких аппаратов.

Поэтому часто принимают решение не пользоваться такими ортопедическими аппаратами, а овладевать приемами мануальной терапии и уже в этом виде лечения, есть определенный сдвиг, хотя, мануальной терапией, особенно с такими малышами должны заниматься только высококлассные специалисты, в ином случае, может быть непоправимый вред.

В основном лечение вывихов суставов нельзя откладывать, ребенок растет и развивается ежедневно, поэтому следует его тщательно обследовать и применять, если надо не только стремена, воротники «шанс» или другие аппараты, но и мануальную терапию, а если необходимо, то и хирургию.

Любой путь лечения будет хорош, если он даст положительные результаты и ребенок вырастит здоровым.

В том случае, когда лечение было, проведено не совсем правильно или не до конца, то ребенка может постигнуть не менее тяжкое заболевание, как сколиоз или остеохондроз, хотя ребенок вырос и не хромым.

Кстати, сколиоз может развиться в том случае, когда ребенок долгое время мучился, когда ходил в стременах или других приспособлениях, хотя ему делали массаж, проводили ультрофорез, он занимался плаванием, но ему вовремя не определили первопричину. Ребенок на всю жизнь остался не долеченным и приобрел дополнительные заболевания, которые разрушают весь его организм.

Заболевание бронхит у маленького ребенка Кашель - обычное дело для многих дошколят, однако не всем из них при наличии такого симптома ставят диагноз «бронхит». Он пугает многих родителей. И все же настоящую опасность представляют последствия вовремя не вылеченного заболевания. Тогда как сам бронхит сегодня успешно лечится и проходит бесследно. Заболевание бронхит у маленького ребенка очень вредно для организма.

Бронхит — это воспаление слизистой оболочки бронхов, вызванное возбудителем инфекции. Сами бронхи представляют собой разветвленную сеть трубок, проводящих воздух в легкие. Воспаление непременно вызывает отек слизистой оболочки, в результате чего сужается диаметр просвета бронхов, нарушается их проходимость, и появляются следующие симптомы. Первый и самый яркий признак бронхита. Чаще всего кашель во время бронхита сначала сухой, частый, изнуряющий. Затем он становится влажным с обильным выделением мокроты светлого, желтоватого цвета.

• Першение в горле. Охрипший голос и насморк.

• повышение температуры тела до 35°C

Одышка

Ее возникновение связано с постепенной деформацией бронхов и скопления в них мокроты.

• Общая усталость, вялость.

Виды бронхита

Медики выделяют две основные разновидности бронхитов: острый и хронический. Острый бронхит — одно из самых распространенных детских заболеваний. Ежегодно им болеют до 10000 тысяч маленьких россиян. Болезнь может начинаться «сама по себе», без видимой причины, но чаще возникает на фоне таких распространенных детских заболеваний, как ОРВИ и грипп. Симптомами острого бронхита являются (помимо вышеперечисленных) боль за грудиной, сухой кашель, который через некоторое время становится более мягким и влажным. Хронический бронхит чаще всего возникает на фоне не лечения острого бронхита. Обострения происходят обычно в холодное время года, проявляются сухим кашлем, высокой утомляемостью и замедленным физическим развитием маленького ребенка.

Опасность такого заболевания состоит в том, что при хроническом воспалении может произойти истончение стенок бронхов и расширение их просвета, что ведет к бронхиальной астме. Лечение хронического бронхита проводится как во время обострения, так и в период исчезновения симптомов болезни. Оно включает специальную дыхательную гимнастику, укрепляющую дыхательную мускулатуру и нормализующую кровообращение в бронхах, ингаляции, отхаркивающие и разжижающие мокроту средства. При хроническом бронхите снижается иммунитет, поэтому маленькому ребенку нередко назначают витамины и укрепляющие иммунную систему средства, рекомендуют сбалансированную и богатую необходимыми для растущего организма компонентами диету. В зависимости от причины заболеваний выделяют также вирусный и бактериальный виды бронхита.

Вирусный — самый распространенный и легкий вид бронхита — более 90% случаев. Иммунитет против вирусной инфекции вырабатывается быстро, поэтому обычно через 3-5 дней заболевание начинает идти на спад. Врач назначает ребенку противовирусные препараты и бронхолитики. К ним можно добавить отхаркивающие средства растительного происхождения: алтейный сироп, корень солодки, почки сосны. Однако если малыш склонен к аллергии, применение растительных компонентов требует осторожности и обязательной консультации с детским аллергологом. Также не рекомендуются детям гусиный жир, горчичные и перцовые пластыри — эффективность этих «бабушкиных рецептов» невелика, зато вероятность непредвиденных реакций организма ребенка огромна.

Если через 5 дней состояние ребенка не улучшается, причина может крыться в присоединившейся к вирусу бактериальной инфекции. Вирусы повреждают клетки слизистой оболочки бронхов и способствуют проникновению в них бактериальной флоры: стрептококков, стафилококков, пневмококков, гемофильной палочки. Бактериальный бронхит также может возникать под воздействием аллергических факторов: сухого воздуха, пыли, химических или токсических веществ. Единственное отличие в лечении бактериального бронхита от вирусного — назначение врачом антибиотиков. При вирусной инфекции антибиотики бесполезны (и даже вредны), но в тяжелых случаях в борьбе против пневмококков и стрептококков без них не обойтись.

Лечебный массаж для маленького ребенка Ребенку до одного года важны тактильные ощущения, с помощью которых он познает окружающий мир. Становясь старше, малыш приобретает и другие навыки, однако ничто не заменит прикосновение любимых маминых рук. Поговорим про самый лечебный массаж для маленького ребенка!

Начинать массаж можно с первых дней жизни младенца. Только сначала он будет похож скорее на поглаживания и растирания, нежели на привычный в нашем понимании лечебный массаж. Убедитесь, что в комнате нет сквозняков, температура не ниже 20 градусов, и смело приступайте к массажу. Это может быть время переодевания, воздушных ванн или игр. Главное - чтобы у маленького ребенка было хорошее настроение.

Выкладываем на спинку и легкими движениями поглаживаем грудную клетку, животик, ручки и ножки. Никаких усилий, только легкие прикосновения. Когда малыш немного подрастет, лечебный массаж можно проводить не только пальцами, но и всей поверхностью ладоней. Движения рук не должны быть хаотичными. По груди и животу проводим по линии от подбородка до лобковой области. Ручки и ножки гладим также - от тела к пальчикам. Живот массируем по часовой стрелке. Выкладываем маленького ребенка на живот. Новорожденный малыш головку держать самостоятельно не может, поэтому он просто повернет ее в бок. Дети старшего возраста сами, опираясь на локти, поднимут голову и будут рассматривать окружающую обстановку. Такими же легкими движениями проводим по спинке и конечностями. Новорожденные малыши щекотания как такового не ощущают, зато уже с 2-х месяцев малыш начнет радостно улыбаться, когда вы начнете проводить кончиками пальцев по спинке. Направление движений рук аналогичное - сверху вниз.

Поворачиваем малыша обратно на спину и делаем принудительную зарядку. Принудительную потому, что крохе невозможно объяснить, что нужно делать. Однако это означает, что следует игнорировать его плохое настроение или плач. Держа за запястья, поднимаем ручки вверх, отводим в стороны и опускаем на пеленальный стол. Затем также описываем в воздухе круг. То же проделываем с ножками маленького ребенка. Здесь добавится упражнение приведения коленей к поверхности пеленального стола для профилактики дисплазии тазобедренных суставов. Последнее упражнение носит характер растирания для улучшения кровоснабжения и снятия гипертонуса (повышенного напряжения) рук и ног. Для этого сначала берем в руки одну ладошку. Нежными массирующими движениями растираем каждый пальчик, ладошку и тыльную сторону. То же самое делаем со второй рукой и ножками. В завершение лечебного массажа повторите легкие поглаживания и оденьте малыша.

Нормальное развитие маленького ребенка Наблюдать за развитием маленького ребенка – это значит не только регулярно контролировать его рост и вес. Существует немало аспектов развития, требующих самого пристального внимания со стороны родителей.

Нормальное развитие маленького ребенка: его этапы и признаки задержек

Специалисты утверждают, что признаки языковых и моторных навыков можно обнаружить уже в первые месяцы жизни малыша. Так, в первый месяц новорожденный учится издавать различные звуки, к трем месяцам он умеет держать головку, а в 4 месяца он лопочет в ответ на речь родителей и визжит от смеха.

Эти ранние этапы развития должны контролироваться родителями ничуть не меньше, чем более очевидные достижения маленького ребенка, такие как умение говорить или ходить. Однако, сравнивая малыша с его ровесниками, либо со старшими сестрами и братьями, родителям стоит проявлять осторожность и помнить, что каждый человек уникален и что дети развиваются по-разному. Так, некоторые учатся ходить уже в 9 месяцев, а другие дети начинают делать это только в 14 месяцев.

Как определить задержки развития

Итак, как определить разницу между ребенком, который все делает несколько медленнее, чем его сверстники, и ребенком с настоящей задержкой развития?

По мнению специалистов, о задержке развития можно говорить в тех случаях, когда дети заметно отстают от тех норм, которые приняты для данного возраста. Даже при условии, что у каждого маленького ребенка свой темп развития, к определенному возрасту он должен уметь справляться с определенным кругом задач. Их можно разделить на 5 основных групп. К ним относят:

• крупную моторику, как то: ползание, ходьба;

• мелкую моторику, к примеру, раскрашивание, складывание кубиков;

• языковые навыки, понимание и речь;

• интеллектуальные навыки;

• социальные навыки.

Специалистами разработан примерный график, демонстрирующий нормальное развитие малыша в каждой из указанных областей. Следует учитывать, что конкретный ребенок может несколько отклоняться от графика, однако его развитие может оставаться в пределах нормы. Однако если у родителей есть поводы для беспокойства, о них лучше поговорить с врачом-педиатром.

Нормальное развитие: этапы

• В 2 месяца новорожденный должен улыбаться, когда слышит голоса родителей;

• В 3 месяца малыш должен поднимать голову и грудь, лежа на животе, хватать предметы, улыбаться другим людям.

• В 4 месяца он должен лопотать, смеяться, имитировать различные звуки.

• В 6 месяцев ребенок должен переворачиваться со спины на живот и обратно, перекладывать предметы из одной ручки в другую.

• В 7 месяцев малыш должен откликаться на свое имя и находить недалеко спрятанные предметы.

• В 9 месяцев он должен уметь сидеть без поддержки и ползать.

• В 12 месяцев ребенок должен ходить с поддержкой или без нее, произносить хотя бы одно слово, а также подражать взрослым.

• В 18 месяцев малыш должен ходить самостоятельно, пить из чашки, знать не меньше 15 слов.

• В 2 года он должен уметь бегать, строить предложения, которые состоят из двух слов, выполнять простые просьбы, в играх воображать себя какими-либо персонажами.

• В 3 года ребенок должен хорошо меть карабкаться, строить многословные предложения, классифицировать предметы по форме и по цвету.

• В 4 года малыш должен общаться и дружить с людьми вне семейного круга, рисовать квадраты и круги, ездить на трехколесном велосипеде.

• В 5 лет ребенок должен знать и называть свое имя, адрес, уметь прыгать, подпрыгивать и скакать на одной ножке, самостоятельно одеваться, считать до 10.

Если родителям кажется, что у их ребенка задержка развития

Если развитие ребенка не соответствует приведенному выше графику, это не повод для паники. Обычно эти проблемы незначительны. Случается, что родители сами не дают своему ребенку развиваться нормально и сами этого не осознают. Так, если малыш не умеет сам сидеть, возможно, родители его постоянно поддерживают, вместо того, чтобы предоставить ему возможность играть на полу самостоятельно.

Другая распространенная причина проблемы – это преждевременные роды. У недоношенных детей мышцы обычно менее развиты. Это также может приводить к задержке в развитии моторики, которая со временем чаще всего проходит.

Если у ребенка наблюдается отставание речевого развития, это нередко случается вследствие потери слуха из-за часто повторяющихся ушных инфекций. Менее распространенной причиной является аутизм, в особенности если у ребенка есть проблемы в общении. Кроме того, если в семье ребенка говорят больше чем на одном языке, он также может иметь задержки речевого развития. К двум годам такие дети обычно догоняют своих ровесников.

Еще одна группа причин, при которых нормальное развитие нарушается, - это генетические отклонения, такие как синдром Дауна, церебральный паралич, задержка умственного развития. Иногда причина нарушений остается неизвестной.

Ранее диагностирование и развивающая терапия

В США специалисты отмечают серьезные задержки умственного развития у 5% детей, у множества малышей наблюдаются умеренные задержки развития речи и моторики. Но у меньшинства из них подобные нарушения выявляются до начала обучения в школе. В то время как исследования показывают, что те дети, у которых задержки развития были выявлены рано и с которыми начали проводить развивающую терапию, добивались более значительного успеха в преодолении этой болезни, нежели те, у кого нарушения диагностировались слишком поздно.

К развивающей терапии относят:

• физическую терапию, развивающую крупную моторику;

• упражнения, направленные на развитие мелкой моторики;

• исследования слуха и терапию по развитию речи;

• дошкольные программы, предназначенные для детей с аутизмом.

Утренняя гимнастика и упражнения для ребенка С 1,5-2-летнего возраста необходимо вырабатывать у детей привычку ежедневно выполнять утреннюю гигиеническую гимнастику, которая является важным дополнением к комплексу мероприятий по физическому воспитанию детей младшего возраста. Регулярно выполняемые утром физические упражнения оказывают положительное влияние на функциональное состояние организма, повышают общий тонус, улучшают аппетит и сон ребенка, имеют не только оздоровительное, но и воспитательное значение. Утренняя гимнастика и упражнения для ребенка важны очень!

Дети, занимающиеся утренней гимнастикой, легко просыпаются, более собранны и самостоятельны, крепче физически, имеют хорошо развитую мышечную систему и правильную осанку. В теплое время года занятия утренней гимнастикой рекомендуется проводить на свежем воздухе - в сквере, на полянке, на спортивной площадке у дома. В холодное время года или в плохую погоду утреннюю гимнастику проводят в хорошо проветренном помещении без сквозняков, с открытой форточкой или фрамугой, но так, чтобы на ребенка не попадали прямые потоки воздуха, при температуре 16-17 °С.

Необходимые для проведения гимнастических упражнений предметы и пособия - коврик, мячи, гимнастическая палка, обруч, флажки и др. - следует хранить в специально отведенном для этого месте. Нужно приучать ребенка готовиться к проведению утренней гимнастики и аккуратно относиться к вещам, которые нужны для ее выполнения. Комплекс утренней гимнастики включает не более 4-5 упражнений для разных групп мышц - пояса верхних конечностей, спины, живота, ног, а также упражнения корригирующего характера, укрепляющие свод стопы и предупреждающие развитие плоскостопия, - поднимание на носки, ходьба на носках, на внешнем крае стопы и др. Обычно вначале выполняются упражнения для пояса верхних конечностей, способствующие укреплению мышц грудной клетки и углублению дыхания, а затем для туловища и ног - приседания, наклоны, поднимание ног и др. Утренняя гимнастика заканчивается подскоками или бегом, затем ходьбой. Продолжительность утренней гимнастики - 6-8 мин.

Для занятий утренней гимнастикой ребенку нужны майка, трусы, спортивные тапочки. В летние дни можно заниматься без майки и босиком. Занятие лучше проводить до умывания. После утренней гимнастики ребенок принимает прохладный душ или его быстро обтирают влажным полотенцем. Сочетание физических упражнений с водными процедурами - эффективное закаливающее средство. Для детей второго года жизни комплекс утренней гимнастики строится по определенному сюжету, например «Зверята в лесу», «Ракеты и самолеты» и др. Взрослый во время утренней гимнастики предлагает малышу выполнить упражнения, напоминающие движения зверей и птиц, хорошо известные ребенку, например «птички полетели» (поднять руки в стороны и помахивать кистями), будем бегать, «как лошадки» (высоко поднимая колени и оттягивая носки). Можно выполнять имитационные упражнения: «как работает мотор у самолета» (согнуть руки в локтях и совершать ими круговые движения перед грудью) или «насос» (наклоны туловища вперед-назад, влево-вправо).

Каждые 2 нед. упражнения утренней гимнастики заменяются новыми. С этой целью родители могут использовать отдельные гимнастические упражнения, которые были приведены в комплексах физического воспитания детей в разные периоды их жизни. Маленькие дети делают утреннюю гимнастику с помощью взрослых, которые контролируют правильность выполнения упражнений. Если у ребенка имеются какие-нибудь отклонения в состоянии здоровья, проводить утреннюю гимнастику можно только после консультации врача.

1. Медленный бег - 30 с.

2. Потягивание. И. п.- стать прямо, руки по швам, ноги шире плеч. На счет «раз» поднять руки вверх, сделать вдох носом и потянуться; на счет «два» - вернуться в и. п. - выдох ртом. 6-8 раз. При выполнении этого упражнения взрослый может произносить слова: «Потянись вверх, ручки еще выше.

3. «Деревья качаются». И. п. - стать прямо, ноги на ширине плеч, руки на поясе. На счет «раз» наклонить туловище влево; на счет «два» - вернуться в и. п., то же вправо. По 6 раз в каждую сторону.

4. «Как дышит слоник». На счет «раз» вдохнуть воздух левой ноздрей, правую зажать пальцем; на счет «два» - выдох ртом. То же правой ноздрей. По 4 раза.

5. «Насос». И. п.- стать прямо, ноги на ширине плеч. На счет «раз» - руки в стороны - вдох; на счет «2-3-4» - три пружинистых наклона вперед, касаясь руками пола,- продолжительный выдох. 4-5 раз.

6. Приседание. И. п.- стать прямо, руки по швам. На счет «раз» - руки в стороны - вдох; на счет «два» - присесть, наклонить голову к коленям и обхватить их руками - продолжительный выдох. 4-6 раз. При выполнении этого упражнения взрослый говорит: «Присядь, стань маленьким и быстро стань большим».

7. И. п. - стать прямо, руки по швам. На счет «раз» - руки вперед, на счет «два» - махом правой ноги достать ладонь левой руки; на счет «три» - вернуться в и. п.; то же левой ногой. По 4-5 раз.

8. Медленный бег - 30 с.

9. Обычная ходьба - 30 с.

Через две недели в этом комплексе можно заменить 2-3 упражнения, например, такими:

1. «Самолеты летят». И. п. - стать прямо, руки вдоль туловища. Взрослый говорит: «Самолеты полетели, полетели!» Ребенок, стоя с разведенными в стороны руками, наклоняет туловище то вправо, то влево, размахивая руками.

2. «Мотылек сел на цветочек». По команде взрослого «мотылек сел на цветочек и сложил крылышки» ребенок из и. п. стоя быстро приседает, обхватывает голени руками и слегка опускает голову, потом встает и прячет руки за спину.

Воспаление аденоидов у маленького ребенка Аденоиды и воспаление аденоидов у маленького ребенка (по-другому - глоточная миндалина) - это периферический орган иммунной системы. И хотя на сцену он выходит не сразу, зато в свой час исполняет едва ли не сольную партию длиной в несколько лет.

Вплоть до года аденоиды воспаляются редко. Главных причин две. Во-первых, глоточная миндалина на этом этапе еще развита не полностью. Во-вторых, малыши редко контактируют с большим миром, своими сверстниками и старшими детьми, так что шансы встретиться с инфекцией невелики. Однако ситуация меняется очень скоро. Уже в 2 года «светская» жизнь карапуза, как правило, налаживается, а с ней заметно увеличивается риск заражения. С этого самого момента в оборонную эстафету включаются аденоиды.

Глоточная миндалина является частью лимфоидного аппарата глотки, еще точнее - лимфоидного кольца Вальдейера-Пи-рогова. В его состав входят также нёбные, трубные и язычная миндалины. Все эти детали призваны защищать дыхательный тракт от агрессий внешней среды. Только вот в строй они входят в разные сроки. Первыми заступают аденоиды. Как и другие составляющие лимфоидного кольца, они состоят из лимфоидной ткани. Ее главное предназначение - реагировать на воспалительные или аллергические процессы, запущенные инфекционными агентами или аллергенами. Благодаря этой особенности аденоиды вырабатывают иммунные клетки и контролируют местный иммунитет, защищая слизистые оболочки носа и околоносовых пазух от вражеских вторжений.

Более того, до 5-7 лет они остаются основным фильтром на пути у инфекции. Именно поэтому бактерии и вирусы, которые вызывают острые респираторные заболевания, в этом жизненном интервале часто провоцируют воспаление аденоидов (аденоидит) или их разрастание (гипертрофию аденоидных вегетации). Если удалить миндалину в раннем возрасте, маленький ребенок останется без иммунного барьера. А это уже прямой путь к частым ангинам, бронхитам и даже пневмониям. По мере роста маленького ребенка аденоиды продолжают развиваться и приобретают пористую структуру губки, которая позволяет впитывать максимум микробов, частичек пыли, аллергенов. Однако с годами роль этого органа постепенно сводится к нулю. В среднем после 6-7 лет защитную функцию начинают выполнять созревающие к этому моменту нёбные миндалины. В пубертатный период в районе 11-13 лет аденоидная ткань под воздействием гормонов и вовсе начинает уменьшаться. В итоге у 90% взрослых людей она полностью исчезает, а у 10% остается в виде маленького бугорка.

Максимально активно аденоиды работают до 7 лет, и все это время они могут расти. Однако их габариты необходимо контролировать. При отсутствии воспаления I и II степени разрастания считаются физиологичными, а фазу признается патологией. Однако кроме размеров аденоидов важно учитывать и направление их роста. Одна из основных опасностей увеличения глоточной миндалины - нарушение носового дыхания, которое может привести к хронической нехватке кислорода, деформации лицевого скелета и прикуса. Эта проблема возникает в том случае, если аденоиды прорастают в задние отделы полости носа. Вторая угроза - развитие отитов (воспаления среднего уха), способных вызывать временную и даже необратимую глухоту. Носоглотка имеет форму купола. Сверху свисает аденоидная ткань, а по бокам находятся устья слуховых труб, по которым в норме воздух попадает из носоглотки в барабанную полость. Если глоточная миндалина разрастается в стороны, она может оказаться в опасной близости от них. В таких условиях в ухо вместе с воздухом попадет слизь, содержащая микробы, и начнется отит. Если аденоиды будут постоянно блокировать устья слуховых труб, отит может приобрести рецидивирующую или хроническую форму, что повлечет за собой стойкое нарушение слуха. В возрасте 2 лет такая помеха препятствует развитию речи, ведь этот навык развивается только при условии, что малыш хорошо слышит. В таких обстоятельствах, как правило, требуется хирургическое вмешательство.

Причинами чрезмерного роста чаще всего становятся либо воспалительные процессы, к которым приводят острые респираторно-вирусные заболевания (ангина, грипп, банальные «простуды»), либо аллергические реакции. Сама же гипертрофия - феномен чисто физиологического порядка. Это всего лишь следствие усиленной функции лимфоидной ткани в связи с высокой потребностью в защите. Как только контакты с внешним миром начинают расширяться, организму необходимо нарабатывать иммунитет и учиться справляться с инфекциями. Однако на агрессию извне аденоиды реагируют по-разному. При аллергии они отекают и, как только раздражающее вещество устранено, возвращаются к своим прежним размерам. При воспалительных процессах аденоиды могут и отекать, и разрастаться. Разрастание происходит за счет микрорубцевания тканей в ответ на вторжение инфекции. Чем чаще малыш болеет острыми респираторными заболеваниями и чем серьезнее и длительнее их течение, тем больше вероятность патологических изменений. Ведь лимфоидная ткань будет менять свою структуру после каждой вирусной или бактериальной атаки, все больше прибавляя в объеме.

Увеличение аденоидной ткани (вследствие отека или гипертрофии) может констатировать только врач. Задача родителей - обратить внимание на характерные симптомы. К ним относятся ухудшение носового дыхания и слуха, ночной храп, темные круги под глазами, общая вялость и обильное выделение слизи, которая провоцирует насморк или кашель. При этом у «аденоидного» кашля есть особые приметы. Как правило, он усиливается после сна, когда малыш встает с постели, или во время физической активности. В часы покоя происходит застой слизи, которая скапливается в аденоидах. Но как только маленький ребенок принимает горизонтальное положение, пускается в пляс или вскачь, она начинает стекать вниз и раздражать стенку глотки, вызывая рефлекторный кашель.


Загрузка...