Загрузка...

Логин: Пароль:

ПОПУЛЯРНОЕ НА САЙТЕ

На кого будет похож будущий ребенок Можно ли предугадать заранее, на кого будет похож будущий ребенок? Какие у него будут глаза, папины или мамины? А уши и волосы? И вообще, будет ли он мальчиком или девочкой?

Наследник или наследница?

Кем будет ваш будущий ребенок, мальчиком или девочкой, зависит от отца, а вернее, от того, какому именно сперматозоиду удастся оплодотворить яйцеклетку. Половина сперматозоидов содержит Х-хромосомы, в результате их слияния с яйцеклеткой рождаются девочки. Другая половина несет Y-хромосомы, которые программируют появление на свет мальчиков.

Известно, что мальчиков рождается чуть больше, чем девочек. Вероятно, это связано с тем фактом, что они оказываются более хрупкими и менее устойчивыми к заболеваниям. Кстати, уязвимость будущих мужчин связана все с той же Y-хромосомой. Если девочка в X-хромосоме получает поврежденный ген, то его действие может компенсировать здоровый ген из второй X-хромосомы. А вот у мальчиков дублирования генов не происходит, поэтому природа предусмотрела большее количество новорожденных младенцев мужского пола. Однако этот перевес не столь значителен, поэтому каждый из нас имеет одинаковые шансы на рождение сына и дочери.

Карие или голубые?

Какой цвет глаз унаследует будущий ребенок? Еще со школьной скамьи мы знаем, что различают рецессивные, или слабые, и доминирующие, или сильные, гены. Так вот, ген голубоглазости является слабым, а ген кареглазости – сильным. И если будущий ребенок от одного из родителей получит ген голубоглазости, а от другого – ген кареглазости, то у него будут карие глаза. Но как угадать, на кого будет похож малыш и какой именно ген он получит от каждого из родителей, если у них по два гена?

Вот как можно описать стандартную схему наследования: если у обоих родителей карие глаза, но у них есть ген голубоглазости, то существует три шанса из четырех на то, что их ребенок будет кареглазым, и лишь один шанс – на голубоглазого наследника.

Из этой методики следует, что голубоглазые родители не могут иметь малыша с карими глазами, так как у каждого из них есть только рецессивные гены. Однако генетики могут опровергнуть это утверждение. Очень редко, но у родителей с голубыми глазами появляется на свет кареглазый ребенок.

Объясняется это тем, что за какие-либо признаки у нас отвечают не по одному гену у каждого из родителей, как было принято считать раньше, а целые группы генов. Случается, что, наоборот, один ген оказывается ответственным за несколько функций. Что касается цвета глаз, то за него отвечает ряд генов, комбинирующихся каждый раз по-разному.

И все отследить простейшую закономерность возможно. У родителей с черными глазами не будет голубоглазых детей. А обладатели ореховых, карих, медовых глаз могут ожидать появления на свет малыша с голубыми глазами, но все чаще всего у таких родителей рождаются кареглазые дети. Голубоглазые и сероглазые пары больше всего шансов имеют на появление таких же детей.

Кудрявые или прямые?

Светлый цвет волос так же как голубоглазость является рецессивным признаком. Если оба родителя светловолосые, то их сын или дочь будут белобрысенькими. А вот если мама со светлыми волосами, а папа с темными или наоборот, то цвет волос их наследника или наследницы будет темным или же среднего оттенка между цветом волос мамы и папы. Но, определяя, на кого будет похож малыш, стоит учесть, что у всех потомков восточных славян волосы в раннем детстве светлые, и лишь в 10-12 лет они приобретают тот цвет, который сохранится до появления седины.

В отличие от светлых волос, кудрявость является доминирующим признаком. Если хотя бы один родитель имеет вьющиеся волосы, то его ребенок с большой долей вероятности также будет кудрявым или, по крайней мере, у него будут волнистые волосы.

Ушастый или носатый?

Существует распространенное мнение о том, что девочки чаще всего оказываются похожими на своих пап, а мальчики, напротив, на мам. Это утверждение верно лишь наполовину. Сыновья на самом деле чаще похожи на матерей. От мамы они наследуют одну X-хромосому, которая оказывается богатой генами, определяющими черты внешности: овал лица, форму бровей, цвет кожи. В случае с дочерьми ситуация иная. От папы и мамы они получают по X-хромосоме, а потому определить, на кого будет похож сильнее ребенок женского пола невозможно. Существует равная вероятность того, что девочка будет походить на маму и на папу.

Велики шансы того, что малышу достанется ямочка на подбородке, если такая черта есть хотя бы у одного из родителей. То же можно сказать и о больших ушах. Кроме того, по мнению некоторых генетиков, гены, отвечающие за крупный нос с горбинкой, также являются доминирующими.

Вообще, ученые отмечают тот факт, что часто выделяющаяся, явная особенность внешности передается по наследству из поколения в поколение. Типичным примером могут служить лица Габсбургов. Если судить по парадным портретам императора Максимилиана, Альфонса XII Испанского, Марии-Терезы Австрийской, то можно отчетливо увидеть, что у всех них были одинаково узкие, выступающие вперед нижние челюсти и отвислые нижние губы.

Скорее всего, дети унаследуют и короткопалость мамы или папы, то есть короткие фаланги на пальцах рук, а также шестой палец, если он есть у одного из родителей.

Низкий или высокий?

Что касается роста, то спрогнозировать его довольно трудно, так как здесь достаточно велико влияние факторов среды, например, питания, наличия различных заболеваний. Тем не менее если предположить, что у ребенка все будет складываться благополучно и оба его родителя – люди высокие, то и он сам с большой вероятностью будет высоким.

Однако, как правило, рост ребенка останавливается на средней отметке между ростом мамы и папы. При этом если в детстве он будет хорошо есть, много двигаться, спать в установленные часы и правильно питаться, то у него вполне может получиться перерасти своих родителей.

Опасность бронхоэктазии в детском возрасте В том случае, когда у человека начинается нагноительный процесс в нижних отделах легких, то это и будет означать, что у человека развивается бронхоэктатическая болезнь (бронхоэктазия). Бронхоэктатическая болезнь у детей развивается, как вторичное заболевание после перенесенных бронхолегочных заболеваний и протекает как самостоятельное заболевание легких.

Считается, что это заболевание, является генетической неполноценностью бронхиального дерева, когда развивается врожденная «слабость» бронхиальных стенок, недостаточное развитие защитных механизмов, хрящевой, эластической и гладкой мускулатуры, что и способствует хроническому течению инфекции. Основную роль в патогенезе бронхоэктатической болезни играет непроходимости самых крупных сегментных и долевых бронхов, которые обуславливают нарушение дренажной системы, при этом задерживается секрет и формируется обтурационный ателектаз. Данный синдром характеризуется обтурацией бронхов, которые приводят к спаданию части легкого, это может быть раковое заболевание бронхов. При этом начинается одышка и в области ателектазы происходит западение грудной клетки и потому дыхательные движения становятся ограниченными.

Опасность бронхоэктазии в детском возрасте состоит в том, что по причине формирования ателектаза происходит сдавливание врожденных, податливых и не совсем полноценных бронхов, уже гиперплазированными прикорневыми лимфатическими узлами, а также может быть их длительная закупорка слизистой пробкой, особенно при острых респираторных заболеваниях. Кроме того, ателектазу способствует снижение активности сурфактанта (вещество не позволяющее склеивание альвеол легких), и тогда происходит повышенная способность к развитию микроателектаз, когда при терапии кислородом начинает развиваться общая инфекция, подобно сепсису, что ведет к повреждению слизистой, в этом случае происходит ателектаз, который представляет собой спавшийся участок легкого и в него не может поступить воздух. Основная опасность бронхоэктазии в детском возрасте в том, что может произойти обтурация или сдавливание бронха, а затем и ретенция секретов или нагноение в бронхах, этот процесс может быть вторым фактором в патогенезе бронхоэктазий. Все это ведет к необратимым изменениям в стенках бронхов, начинается изменение слизистой оболочки и к частичной или полной гибели мерцательного эпителия, который обеспечивает бронхиальный дренаж. Кроме того начинается деградация хрящевых пластинок, а также изменение состояния гладкой мускулатуры с заменой их фиброзной тканью.

Опасность бронхоэктазии в детском возрасте состоит и в том, что снижается резистентность стенок бронхов, это когда происходит патологическое изменение самих стенок бронхов, что ведет к особенно стойкому расширению их просветов или начинает развиваться бронхоэктазы. Опасность бронхоэктазии в детском возрасте бывает и в том случае, когда происходят необратимые процессы пораженного отдела бронхиального дерева и эти изменения сохраняются и после восстановления, всей бронхиальной проходимости и потому в расширенных бронхах, где были нарушены очистительные функции, начинается хроническое обострение нагноительного процесса.

При нарушениях связи распираторного отдела легкого и бронхов, где и формируется бронхоэктазия, приводит к нарушению всех механизмов откашливания и это происходит из-за невозможности провести толчкообразные экспираторные движения воздуха. Они направлены от периферии к центру и это приводит к застою мокроты, особенно в нижних отделах бронхиального дерева, в связи с тем, что секрет из верхних отделов, ссекает под собственной тяжестью. Таким образом, такой механизм способствует локализации бронхоэктазий у детей, и они могут сочетаться с разными изменениями уже в легочной паренхиме, это может быть эмфизема, ателектаз или их сочетание. Патологическая связь между заболеваниями верхних дыхательных путей и бронхоэктазиями, состоит в проявлении хронических тонзиллитов и параназальных синуситов и такие нарушения можно наблюдать у половины больных бронхоэктазиями, более выражено у детей. Патогенез бронхоэктазий во многом зависит от экспираторного стеноза бронхов, а также трахеи, которые возникают более чем 50% больных. Такие патологические изменения у детей, связано малой защитой механизмов респираторного тракта, а также взаимным инфицированием нижних и верхних дыхательных путей, которые и создают порочный круг заболеваний. Также при бронхоэктазиях происходит нарушение легочного кровообращения и при этом просвет всех бронхиальных артерий, особенно подслизистого слоя, увеличивается в несколько раз, и иногда более десяти раз. Это может привести к выраженному сбросу артериальной крови, но уже в легочные артерии и в них происходит ретроградный кровоток, что приводит общей гипертензии, а при этом начинает формироваться легочное сердце.

В том случае, когда развивается ателектатическая бронхоэктазия, то начинают поражаться участки легкого, и они остаются безвоздушными, плотными и уменьшаются в размере. При развитии бронхоэктазии у детей, стенки паренхимы становятся утолщенными, а прикорневые лимфоузлы гипреплазированы, что приводит к хроническому воспалению с развитием периваскулярного и перибронхиального склероза. Основные жалобы при бронхоэктазии у детей, это кашель с выделением значительного количества гнойной мокроты и особенно сильно это выражено в утренние часы. Мокрота имеет гнилостный запах, а это говорит о тяжести болезни и при этом суточное отделение мокроты может достигнуть почти пол литра и более. Дети с таким заболеванием обычно физически не развиты, у них задерживается половое развитие и при этом замедляется половое созревание, такое заболевание требует больших усилий, чтобы его вылечить.

Полезные бактерии при дисбактериозе ребенка Бактерии стимулируют иммунитет, участвуют в расщеплении клетчатки, белков и сложных углеводов, помогают всасыванию железа, кальция и витаминов, очищают организм от опасных «собратьев». Большинство людей не знают названий полезных бактерий, но слова «стафилококк» или «стрептококк» известны каждому.

Вредные бактерии есть в организме каждого здорового человека. Они обитают в дыхательных путях, полости носа и рта, системе пищеварения, толстом кишечнике, мочевыводящих путях и при условии нормальной работы иммунной системы не представляют угрозы для здоровья. Если иммунитет снижен организм не может ответить на инфекцию, возникает дисбактериоз – нарушение баланса между полезной и патогенной микрофлорой. Поговорим про самые полезные бактерии при дисбактериозе ребенка!

Распространенные причины дисбактериоза – побочный эффект от антибиотиков, ослабленность организма, сниженный иммунитет. Вызвать заболевание могут родовая травма, хронические болезни, операции, плохая экология. У новорожденных дисбактериоз возможен из-за позднего прикладывания к груди. Если с момента рождения прошло более 12 часов, а малыш не получил молозива, его желудок вместо полезных бактерий начинают заселять болезнетворные. Дети, родившиеся с помощью кесарева сечения, вообще не получают материнской микрофлоры, у них вероятность дисбактериоза особенно велика.

Нарушение бактериального баланса ведет к тому, что даже при рациональном питании ребенку не хватает необходимых для строительства клеток элементов. Железо, кальций, витамины плохо усваиваются. Недостаточно переработанная пища раздражает кишечник, вызывая в нем воспалительные процессы. Если не принять меры вредные бактерии проникнут в кровь, что вызовет поражение других органов.

1. Кормление грудью нужно сохранить. Маме стоит пропить курс пробиотиков для нормализации микрофлоры кишечника. Для эффективного действия важно, чтобы по составу препараты были максимально адаптированы к женской микрофлоре.

2. Маме и малышу нужно отказаться от приема антибиотиков и других лекарств.

3. Маме стоит соблюдать монодиету или придерживаться раздельного питания. Отказаться от жирного, жареного, сладостей, консервированных продуктов и газированных напитков. Малышу, кроме грудного молока, нужно давать разбавленный сок, он стимулирует выделение ферментов поджелудочной железой.

4. Изменить режим закаливания. Обливать вздутый животик прохладной водой нельзя - это спровоцирует спазмы в кишечнике. Можно, закрыв его теплой пеленкой, лить воду на спинку и ножки малыша. Водные процедуры стимулируют защитные функции организма, помогают бороться с дисбактериозом.

Дисбактериоз проявляется в виде нарушений работы кишечника: запорах или поносах, метеоризме, вздутии живота, усиленной перистальтике. У детей старше грудничкового возраста дисбактериоз иногда протекает бессимптомно. Но опытный педиатр обратит внимание на то, что ребенок часто болеет, отстает в весе от сверстников, у него снижен аппетит. Постоянные аллергические реакции на разные продукты тоже могут указывать на дисбактериоз. Дисбаланс в организме проще предотвратить, чем распознать и вылечить. Стоит начинать профилактику еще до рождения малыша.

Первую микрофлору ребенок получает, проходя по родовым путям матери. Поэтому, чем бережнее будущая мама относится к собственной микрофлоре, тем лучше. При планировании беременности стоит заранее избавиться от очагов инфекции: вылечить зубы, проверить мочеполовую систему, состояние микрофлоры в ЖКТ. На этом естественная профилактика не заканчивается. Лучшее средство против дисбактериоза у новорожденных - материнское молоко. С ним в организм малыша попадают все необходимые полезные бактерии. Основные - бифидобактерии - составляют 90% кишечной флоры детей на грудном вскармливании. Их задача подавлять размножение болезнетворных микробов, помогать в переваривании углеводов, участвовать в синтезе витаминов К и группы В. Способы сохранения полезных бактерий просты. Не использовать антибактериальные препараты, не допускать авитаминоза. Отказаться от жирного мяса, колбас, копченостей, кондитерских изделий. Исключить потенциальные аллергены: арахис, цитрусовые, шоколад. Соблюдать эти правила нужно весь период кормления: дисбаланс вредных и полезных бактерий может возникнуть в любой момент.

Неправильно делать следующее:

1. Прекращать грудное вскармливание. Смеси на коровьем молоке могут усилить дисбактериоз.

2. Лечить заболевание антибиотиками. Они убивают полезную флору, а патогенную только приглушают. В результате состояние ухудшается.

3. Принимать препараты, улучшающие пищеварение. Они могут вызвать аллергию или активизировать не те ферменты, которые нужно. Не стоит назначать подобные лекарства самостоятельно.

4. Переходить на очень строгую диету. Несбалансированное питание может усилить дисбактериоз.

5. Полностью отменять закаливание и прогулки.

Правильное закаливание в детском возрасте Правильное закаливание в детском возрасте делятся на специальные и общие закаливания. К общим относятся регулирование режима температур, водные процедуры, но под душем, прогулки на свежем воздухе и правильный подбор одежды. Специальные виды закаливания включают в себя нахождение под прямыми лучами солнца, холодный душ, ходьба босиком по траве. Вместе с тем, необходимо учитывать, что все естественные водные процедуры и воздействие солнечных лучей, должны регулироваться и находиться на солнце можно только до 11 часов утра и после 15 часов, но не более 10-15 минут, а потом постепенно увеличивают время пребывания под солнцем.

Всем известно, что ультрафиолетовые лучи дают возможность укрепить иммунную систему, они стимулируют обменные процессы в организме и под их воздействием в кожном покрове вырабатывается витамин Д, который не дает возможности развиться рахиту у детей, также способствует регуляции фосфора и кальция в организме ребенка, а он постоянно требуется для нормального роста костной ткани и значительно препятствует их деформации. Только в том случае, когда будут правильно проходить весь процесс закаливания, то можно добиться укрепления иммунной системы у ребенка, это поможет избежать простудных заболеваний и улучшит работу сердечнососудистой системы за счет усиления кровотока и увеличения метаболизма. В том случае, когда проводятся процедуры закаливания, детей младшего возраста, следует придерживаться четких правил, особенно для годовалых детей.

Так температура в помещении не должна быть ниже двадцати градусов, если температура будет меньше, дети будут чувствовать себя некомфортно и это приведет к торможению их общего развития. Известно, что первые закаливающие процедура для малышей, это воздушные ванны, которые он начинает принимать, начиная с родильного дома, когда он остается раздетым пока ему меняют пеленки. Для новорожденного полезен не только температурный режим, но и интенсивное воздействие кислорода на кожу, проницаемость которой в раннем детстве очень высокая, что способствует поступлению кислорода в кровь. Закаливание можно проводить регулярно, и особых противопоказаний при этом нет, за исключением повышенной температуры у ребенка. Правильное закаливание в детском возрасте дает возможность организму ребенка легко переносить не только жару, но и холод. Правильное закаливание в детском возрасте имеет свои правила, при закаливании не стоит резко уменьшать температуру или наоборот увеличивать, а также необходимо регулировать продолжительность время закаливания, это надо делать постепенно. Это особенно важно, когда проводят закаливание детей младшего возраста и это связано с тем, что у таких детей реакция на действие закаливающей процедуры проявляется не сразу, а спустя 3-4 дня. Необходимо проводить системное закаливание, это регулярное повторение одних и тех же процедур начиная с раннего детства и продолжать постоянно, лучше, если это будет продолжаться всю жизнь. Мы видим, что прекращение закаливания снижает устойчивость организма у ребенка к холоду уже через 4-5 дней.

Процедура закаливания способствует организму ребенка безболезненно перейти от одного сезона в другой, тренирует его приспособительные и защитные механизмы, чтобы они могли интенсивно противостоять действиям факторов внешней среды. Все процедуры по закаливанию ребенка будут эффективны, только в том случае, когда потребность в этих процедурах станет такой же, как сон, еда и другие жизненноважные акты. Правильное закаливание в детском возрасте включает в себя учет возрастных и индивидуальных особенность организма каждого ребенка, это и чувствительность к действиям закаливающих процедур, учитываются типологические особенности центральной нервной системы и состояние его здоровья во время закаливания. Детей по состоянию здоровья можно разделить на три основные группы, первая, это ранее закаленные и достаточно здоровые дети. Вторая группа, это те, кто раньше не заклялся или же находятся в процессе выздоровления, после перенесенных заболеваний. Последняя третья группа, включает в себя детей, у которых есть отклонения от нормы, в состоянии здоровья. Поэтому дети третьей группы могут принимать процедуры, но только без снижения температур, а вторая и первая группа, может закаливаться при снижении температур на два градуса, а уже через неделю можно немного уменьшить температуру.

Вопрос о том, какие температуры позволены детям в процессе закаливания, решает врач, он может назначить многофакторное закаливание в зависимости от эмоционально-положительных реакций ребенка. Врач может разрешить закаливание при холоде, тепле, может быть механическое движение воздуха, водные процедуры и нахождение ребенка под солнечными лучами. Известно, что закалить ребенка только обними водными процедурами, или только прогулками невозможно, поэтому правильное закаливание в детском возрасте включает в себя полиградационность закаливания, это применение раздражителей, которые обычно разные по времени и силе действия, они могут быть средние, медленные, быстрые, сильные и слабые.

Это делается с той целью, чтобы организм ребенка не привыкал только к одному стереотипу закаливания. Когда проводится полиградационное закаливание, у ребенка вырабатывается готовность организма воспринимать самые разные термические воздействия, которые ему встретятся в жизни. При закаливании необходимо сочетать местные и общие охлаждения, например при закаливании только стоп, тело остается не закаленным и, наоборот, когда обливаются до пояса, не могут обеспечить устойчивость стоп к холодным условиям. Самое оптимальное закаливание ребенка может быть достигнуто при постоянном чередовании закаливающих процедур, которые направлены на самые чувствительные к действию холода, это носоглотка, поясница и стопы.

Нарушение веса маленького ребенка Бывает, малыши толстеют из-за гормональных нарушений или генетических болезней - но процент таких детей невелик. В основном, в их лишнем весе виноваты следующие факторы. Поговорим в статье про нарушение веса маленького ребенка!

Питание при нарушении веса

У детей до 1 года искусственное вскармливание - зона риска: для профилактики ожирения используйте только адаптированные молочные смеси, соблюдайте пропорции их разведения и рекомендованное количество (не разбавляйте смеси молоком). Грудное вскармливание - лучшая профилактика ожирения. С введением прикорма при нарушении веса соблюдайте рекомендованные объёмы пищи, не спешите знакомить кроху со сладким и солёным. После года маленький ребенок начинает привыкать к взрослой пище, именно в этом возрасте у него формируются пищевые пристрастия и привычки. Задача родителей - помочь малышу научиться правильно питаться, полюбить полезную пищу с самого детства. Дети постарше, регулярно употребляющие высококалорийные и синтетические продукты (сладкие и газированные напитки, чипсы, фастфуд, сладости), также в группе риска.

Мало движения

У крохи вместо подвижных игр - телевизор, а вместо зарядки - компьютер? Увы, лишний вес не за горами. Между тем нагрузки не только сжигают калории, но и формируют сильные кости и мышцы, помогают крохе крепче спать ночью.

Наследственность при нарушении веса

Мама и папа далеки от идеала? Скорее всего, малыш тоже будет иметь избыточный вес: склонность к полноте может передаваться по наследству. Семейные факторы. Стереотип питания и физической активности в семье - едва ли не самое важное обстоятельство: сложно обвинить кроху в том, что он пристрастился к сладкому, мучному или жирному самостоятельно. Он ест и двигается так, как его научили родители. Для диагностики избытка массы тела и ожирения у детей используется индекс массы тела (ИМТ). Он рассчитывается так: масса тела (кг) /рост (м). Все расчёты проводит педиатр или эндокринолог, но есть таблица, по которым родители могут сами сориентироваться - укладывается ли вес и рост ребенка в рамки нормы.

Если показатели веса за пределами норм, необходимо проконсультироваться с врачом. Помимо расчётов (где учитываются масса и рост) доктор оценит развитие мышечной массы, тип телосложения, состояние кожи маленького ребёнка, распределение жировой ткани, характер питания, двигательную активность. Это поможет понять причину ожирения и определит дальнейшую тактику (возможно, потребуются дополнительные обследования или анализы).

В целом здоровым детям до 7 лет важно не терять вес, а поддерживать на одном уровне, добавляя сантиметры, а не килограммы, при этом заставляя ИМТ снижаться в течение длительного времени в более здоровый диапазон. Но для полного малыша поддерживать тот же самый вес, чтобы расти и не поправляться, так же сложно, как для взрослых - похудеть. Помните: расход энергии должен превышать её потребление! Если же у крох помимо лишних килограммов есть проблемы со здоровьем, потеря веса должна быть не опасной и комфортной для самочувствия, медленной и устойчивой - около 400-500 г в неделю, иногда допустимо и до 500 г в месяц, в зависимости от состояния маленького ребёнка.

Детские противовирусные средства и препараты Чаще, чем простудой, наши дети не болеют ничем. Каждому взрослому хочется быстрее вылечить ребенка. И главное, чтобы обошлось без осложнений. Как действовать? Что нужно предпринять немедленно? Опытные педиатры настаивают на трех важных «золотых правилах», которые многие забывают. А противовирусные препараты? Мы, взрослые, часто ими пользуемся, чтобы «задавить» простуду в самом начале. Есть и детские противовирусные средства и препараты. Гомеопатические - Вибуркол (свечи), Оциллококцинум, Афлубин, ЭДАС-103, ЭДАС-903. И интерфероны - Виферон, Кипферон, Реаферон, Роферон, Интрон-А, Гриппферон (капли в нос) и другие. Но все-таки их (как и все другие лекарства) нужно применять по назначению врача, поскольку они вмешиваются в работу иммунитета.

А вот что касается антибиотиков, при ОРВИ они совершенно бесполезны - на вирусы не действуют! В общем, при простуде важно лечить не болезнь, а облегчать ее симптомы. Остановимся на основных. Сбивать или не сбивать температуру? В большинстве случаев не стоит этого делать. Во-первых, при высокой температуре вирусы и бактерии перестают размножаться.

Во-вторых, она мобилизует иммунную систему, которая интенсивно начинает вырабатывать антитела против инфекции.

- когда термометр показывает выше 38,5 С;

- если ребенок плохо переносит температуру, например, у него возникает рвота;

- при пороках сердца, заболеваниях дыхательной и нервной системы. Врач может порекомендовать Эффералган, Калпол, Панадол, Тайленол (их основное действующее вещество - парацетамол), Нурофен и другие.

Как лечить насморк и детские средства

Промывать нос 3-4 раза в день солевыми растворами и детскими средствами (Аква Марис, Физиомер, Аквалор). Они оказывают на слизистую противовоспалительное, очищающее и восстановительное действие. Можно воспользоваться масляными каплями (масляный раствор витамина А или витамина Е), которые увлажняют слизистую носа и снимают раздражение. В первые 3-4 дня (но не более недели!) используют сосудосуживающие капли - Галазолин, Длянос, Отривин, Ксимелин. После того как температура нормализовалась, эффективны ингаляции с минеральной водой, пищевой содой. Можно использовать эфирные масла растений - 10-20 капель на 1 литр воды (если нет аллергии).

При ОРВИ выделения из носа стекают вниз, попадают на голосовые связки, раздражая их и вызывая рефлекторный (то есть очищающий) кашель. В первые дни болезни он сухой, так как мокроты вырабатывается мало. На этом этапе лучше всего горячее питье и детские средства - молоко с медом, некрепкий чай. Но если через 3-4 дня с начала болезни кашель не стал влажным, то есть мокрота не откашливается, нужно принимать отхаркивающие препараты - Мукалтин, Геделикс, Гербион. Они разжижают мокроту, облегчают ее удаление из дыхательных путей. При слишком вязкой или гнойной мокроте назначают муколитики - Лазолван, АЦЦ, Амброксол, Бромгексин. Существуют и комбинированные препараты - Бронхолитин, Доктор MOM, Доктор Тайсс, которые содержат несколько компонентов, за счет чего достигается антигистаминный, отхаркивающий, антибактериальный противокашлевый эффект.

Если у ребенка температура ниже 37,5 С, можно делать ингаляции. Для содовой ингаляции и детских средств берут 4 ч.л. питьевой соды на литр воды. Очень эффективна эвкалиптовая - на 1 литр воды требуется10-20 капель эвкалиптовой настойки (продается в аптеках). Процедуру осуществляют не ранее, чем через 1,5 часа после еды, по окончании нельзя кормить ребенка в течение часа. Еще лучше воспользоваться небулайзером. Это ультразвуковые и компрессорные ингаляторы, преобразующие жидкость в холодный «пар». Для их «заправки» используют препараты специально для ингаляций (Лазолван, Беродуал, Амбробене, АЦЦ инъект), которые дополнительно разводят физраствором. Также можно использовать слабощелочные минеральные воды. Даже если никаких тревожных признаков не появляется, детям из группы риска необходимо определять уровень сахара крови после любого инфекционного заболевания. И обязательно раз в год проводите тест толерантности к глюкозе. Даже при незначительных отклонениях от нормы ребенок должен находиться под наблюдением эндокринолога. Начиная с 10 лет, детей, страдающих ожирением, желательно раз в два года обследовать на уровень глюкозы в крови.

Современные методики раннего развития ребенка Начнем с самой известной и самой спорной методики американского военного врача Глена Домана. В 40-х годах прошлого века Глен Доман занимался лечением детей с тяжелыми травмами мозга. Больных малышей учили читать, произнося и показывая им слова, написанные крупным красным шрифтом.

И современные методики раннего развития ребенка помогут воспитать в ребенке не только человека, но и умную самостоятельную личность. Карточки со словами демонстрировались очень быстро, и урок длился всего 5-10 секунд, но в день таких занятий было несколько десятков. Результат превзошел все ожидания: парализованные дети стали постепенно двигаться, а затем и ходить.

Глен Доман пришел к выводу про развитие ребенка, что, стимулируя зрение, можно добиться активизации деятельности мозга в целом. В последующем Глен Доман стал применять свою современную методику для обучения и здоровых детей. Суть ее в том, что уже новорожденным малышам начинают показывать карточки, которые содержат информацию из разных областей знаний и которые автор называл «битами информации». Так, карточки с точками предназначены для обучения счету, карточки со словами, написанными крупными красными буквами, - для обучения чтению, а с изображением животных, природных явлений, исторических деятелей - для расширения кругозора.

Доман был уверен, что эта современная методика помогает воспитать гениев. Тем не менее, она несет подводные камни, не гарантируя полноценного развития. Один из главных ее недостатков - ребенок при обучении пассивен. Малыш же любит все трогать ручками и интересный объект тянуть в рот. Кроме того, начав говорить, ребенок обязательно будет задавать множество вопросов. Но в современной методике Домана диалог не предусматривается. При обучении ребенок должен быть внимательным, постоянно смотреть на карточку и слушать то, что вы говорите. Но на практике это воплотить чрезвычайно сложно.

Эта методика сама по себе трудоемка. Только в день по математике потребуется 6 мини-уроков. В результате родители все свое свободное будут вынуждены посвящать занятиям, а по ночам вырезать и клеить новые карточки. Тем не менее, отдельные элементы методики могут вам пригодиться. Так, занятия с карточками хорошо совмещать с чтением любимых книг. Если малышка без конца требует перечитывать «Айболита», самое время рассказать ей, что такое Африка, показать этот материк на карте. Так что если вы не боитесь трудностей, действуйте по методике Глена Домана.

Споры вокруг методики раннего развития ребенка по Глену Доману дали жизнь новым системам обучения, например системе Сесиль Лупан. В1983 году она начала занятия со своими дочерьми по методике Глена Домана. Однако скоро убедилась, что многие из его приемов обучения на ее детей не действуют. Тогда целеустремленная мама, имеющая актерское образование, решила усовершенствовать этот метод обучения и несколько других популярных методик и разработала систему упражнений в виде увлекательных игр. Сесиль Лупан предлагает учить ребенка чтению прямо с рождения, напевая малышу алфавит на мотив любимой песенки.

Визуальный интерес поддерживают и развешанные по всему дому карточки с названиями предметов. Буквы предлагается рисовать в черно-красном цвете, красным выделяются гласные. Карточки нужно постоянно обновлять. Сначала первые из них должны знакомить ребенка с окружающим миром, затем наступает очередь «табличек-действий». Показывая ребенку карточку со словом «простудиться», нужно чихнуть, а карточку со словом «падать» сопроводить шутливым падением, что вызовет у карапуза бурный восторг. Выглядит это забавно и действует беспроигрышно.

Метод Монтессори раннего развития ребенка сейчас очень популярен. Его создательница, итальянский психолог и врач Мария Монтессори работала в начале прошлого века, как и Глен Доман, с инвалидами, и добивалась больших успехов. Ее метод остается актуальным даже спустя столетие. Мы не должны думать, что создаем из ребенка человека. Считая так, мы искажаем Божественный замысел. В процессе обучения ребенок всю познавательную работу выполняет сам, а учитель не является доминирующей фигурой. В Монтессори-центрах нет групповой работы с детьми. К каждому ребенку, как к уникальной личности имеет место индивидуальный подход. Малыш сам выбирает, что, когда и как долго изучать.

Самые известные из познавательных игр - пирамидки с цветными кольцами и рамки с вынимающимися фигурами. Метод актуален и сегодня, потому что направлен на раннюю подготовку к школе. В Монтессори-центрах дети уже до 3-х лет осваивают счет, запоминают буквы, получают навыки самообслуживания.

Петербургский педагог Николай Зайцев создал методику раннего обучения чтению, которая предполагает использование кубиков и таблиц. На них изображены так называемые склады - сочетающиеся согласные и гласные звуки. В отличие от традиционных способов, обучение чтению идет не от простого к сложному, а наоборот. Весь обучающий материал показывается ребенку не постепенно, а сразу: если это кубики - то все, если таблицы - то целиком, даже если они очень большие. Если таблицы располагаются на высоте 170 см от пола, то ребенок работает стоя, и это благотворно сказывается на его осанке. Малыш все время обучения находится в движении, занятие идет в игровой форме. Различные по цвету, размеру и весу кубики издают разные звуки.

Ранее половое развитие девочек Для нормально развивающегося женского организма, начало гормональной перестройки характерно с 9-10 лет. Это так называемое начало пубертатного периода или периода полового созревания. В первую очередь он связан с повышением секреции гонадотропных гормонов гипоталамуса, а те в свою очередь вызывают увеличение синтеза половых гормонов. В результате начинается интенсивная перестройка организма. Происходит увеличение темпов роста костей, мышечной ткани, отложения жира. Если же количество гормонов возрастает ранее 8-ми лет, то все изменения наступают гораздо раньше. Это вызывает ранее половое развитие девочек.

В первую очередь изменения происходят в молочных железах. Здесь происходит рост и дифференцировка железистой ткани. В норме это начинается с 10-11 лет. Область сосков уплотняется, увеличивается в размере. Чаще всего изменения идут с обеих сторон, но нередко встречается ситуация, когда уплотняется один сосок и только спустя некоторое время (в среднем 3-8 месяцев) начинает изменяться дугой. Практически одновременно увеличивается объем жировой ткани и спустя 2-3 года молочные железы становятся полностью сформированными и заканчивают свое развитие.

Также раннее созревание появляется одновременно с изменениями, которые происходят в половых органах:

- в яичниках запускается механизм созревания яйцеклеток;

- матка увеличивается в размерах, ее внутренний слой претерпевает дифференцировку и становится способным к ежемесячным метаморфозам;

- во влагалище начинают идти активные процессы преобразования эпителия - его клетки увеличиваются в размерах, становятся способными к быстрому росту и обновлению.

Все эти изменения идут для подготовки к началу секреции яичниками яйцеклеток. В результате чего, происходит чрезмерное развитие эндометрия и последующее его отторжение, с появлением первых кровянистых выделений из половых путей (менархе).

В ситуации, с ранним развитием девочек, все эти изменения начинаются до 8-9-тилетнего возраста, а в некоторых случаях даже раньше. Они могут идти с той же синхронность, что и при обычном пубертатном периоде. Но может быть и отсутствие этой самой синхронности. Здесь все будет зависеть от причин, вызывающих преждевременное половое созревание.

Все причины, вызывающие раннее развитие, делятся на несколько групп:

- Внутренние центральные (гипоталамо-гипофизарные) - это нарушения работы желез внутренней секреции. А именно гипоталамуса и гипофиза. Для девочек характерно преждевременное развитие всех органов и появление всех признаков, включая менархе. Потому это раннее развитие называется истинным. Детей женского пола, в этот период мало, чем можно отличить от сверстниц старшего возраста.

- Внутренние периферические. Здесь имеет место патологический процесс в так называемых железах второго порядка. Это яичники надпочечники и некоторые участки гипоталамуса. В результате происходит усиление развития отдельных органов. Например, чрезмерное развитие яичников, что приводит к поликистозу. Может быть, изолированное ранее увеличение молочных желез без развития оволосения на лобке и в подмышечных впадинах. Или наоборот - появление волос без развития молочных желез. Все это называется неполное (ложное) преждевременное половое развитие. Особенностью всех его вариантов, является отсутствие менархи. Или появление кровянистых выделений без изменений со стороны прочих женских органов.

- Внешние, вызванные приемом препаратов, как гормонального ряда, так и усиливающих синтез половых гормонов. Это проявляется в виде неполного раннего полового развития. То есть, происходит увеличение молочных желез, появление волос, но без скачка роста и менархе.

Для здоровья истинное полное преждевременное половое созревание практически не представляет большой опасности. Важно при этом своевременное и адекватное лечение, соблюдение режима физических нагрузок. В первую очередь это связанно с тем, что другие органы и системы остаются на прежнем этапе развития. Если не предпринимать ни каких мер, в будущем могут развиться различные патологии внутренних органов.

Более опасные перспективы имеют место быть при других видах раннего развития половой функции. Особенно это касается яичников, которые приводят к бесплодию. Далее по значимости идет ложное «развитие» молочных желез. Это чревато различными мастопатиями и, в самом печальном случае, раком. Кроме того, отложение жира в 7-8 лет может само по себе приводить к ускорению полового взросления.

Ранее бытовавшее мнение, что организм девочек более подвержен влияниям внешней среды, чем мальчиков, находит не только экспериментальное, но и клиническое подтверждение. Впервые об акселерации (то есть ускорении полового развития) заговорили с середины прошлого века. Тогда большинство медиков склонялись к мнению, что это связанно с научно-техническим прогрессом. И, что говориться «попали пальцем в небо». Действительно, исследования последних лет, выявили тенденцию к «омоложению» пубертатного периода, в среднем на 3-5 месяцев за десятилетие. Например, в середине 60-х годов, созревание девушек совпадало с пубертатным возрастом матерей в 65% случаев; то в наше время этот показатель снизился до 46. Сейчас, во многом это связывают с изменениями в социальной, культурной, технической средах жизни. Так например доказано, что с увеличением потребления животного жира, уменьшаются сроки начала полового созревания. Это хорошо видно из исследований ученых США - в вегетарианских семьях гормональное развитие в организме девочек наступают несколько позже, чем обычно. Среди азиатской расы, где традиционно маленькие девочки воспитывались «отчужденно» от мужчин, возраст пубертатного периода больше, чем в европейских семьях.

Комплекс упражнений для маленького ребенка Комплекс упражнений для маленького ребенка поможет вашему малышу чувствовать себя более здоровее, активнее, и многому научиться.

1. Ходьба по лежащей на полу дорожке (ширина 30-35 см, длина 2 м). Вначале малыш выполняет это упражнение приставным шагом, а потом обычным, 2-3 раза. Можно впереди нести любимую игрушку - мишку, куклу.

2. Поворот со спины на живот по словесной инструкции в ту и в другую сторону 5— 6 раз.

3. Массаж спины. Длительность каждого приема - 30-40 с.

4. Поднимание выпрямленных ног при комплексе упражнений. Лежащий на спине маленький ребенок должен поднять под прямым углом ноги и попытаться достать вытянутыми носками обруч или палочку удерживаемые взрослым.

5. Массаж живота длительностью 2 мин.

6. Приседание, держась за конец гимнастической палки или обруч 3-4 раза.

7. Наклон и выпрямление туловища. Из положения стоя, не сгибая коленей, маленький ребенок должен достать с пола игрушку. При этом взрослый должен фиксировать руками колени ребенка во время наклона 5-6 раз.

8. Сгибание и разгибание туловища. Взрослый садит маленького ребенка на колени и зажимает его голени своими бедрами, затем побуждает ребенка наклонить туловище вперед и вниз, затем вернуться в положение сидя 3-4 раза. Упражнение активное.

9. Подбрасывание мяча. Ребенок по просьбе взрослого подбрасывает и ловит среднего размера мяч двумя руками 5-7 раз.

10. Проползание через обруч. Взрослый держит обруч, через который видна игрушка. По просьбе взрослого ребенок пролезает через обруч, выпрямляется и достает игрушку 4-6 раз.

11. Залезание на предмет. Взрослый предлагает ребенку залезть на ящик высотой 15-20 см, затем на диван или кресло высотой 40 см. 3-4 раза.

1. Ходьба по лежащей на полу доске или дорожке.

2. Ходьба по наклонной доске (один конец приподнят на 10-15 см) вверх и вниз. Вначале ребенка поддерживают за руки, потом он идет сам 2-3 раза.

3. Перешагивание через палки. На полу размещают палки на расстоянии 25-30 см одну от другой. Ребенку предлагают перешагнуть через одну, затем через другую палку, сохраняя равновесие. 3-4 раза. Вместо палок можно использовать кубики или небольшие игрушки.

4. Сгибание и разгибание туловища (вперед и назад). Взрослый усаживает ребенка на свое колено, зажав его голени своими бедрами, кладет ладонь на поясницу ребенка и побуждает его поднять игрушку, которая находится сзади. Ребенок выгибает туловище назад, запрокидывая голову, берет игрушку и снова возвращается в положение сидя. Сгибание и разгибание выполняют по 3-4 раза.

5. Приседание. Ребенок, держась руками за обруч или гимнастическую палочку, приседает, затем поднимается на носки, выпрямляя ноги 6-8 раз.

6. Прыжки. Взрослый предлагает ребенку попрыгать, «как зайчик», держась за руку. Продолжительность комплекса упражнения 30-40 с.

7. Бросание мяча снизу (взрослый должен поймать мяч).

8. «Червячок». Проползание под препятствием (между ножками стола или табуретки) за интересной игрушкой.

9. «Собираем ягоды». Наклоны за игрушками, расположенными в разных концах комнаты. 3-4 раза.

10. Бросание малых мячей. Взрослый дает ребенку маленький мяч и предлагает ему бросать его поочередно каждой рукой. 4-5 раз.

11. Бег, «догони мишку». Взрослый с игрушкой убегает от малыша (20-30 с).

Комплекс физических упражнений для детей в возрасте от 1 года 6 мес до 1 года 9 мес

1. Ходьба по комнате. Взрослый словами или игрушками побуждает малыша к ходьбе. Длительность упражнения 30-40 с.

2. «Какой я большой». Ноги ребенка на ширине плеч, руки опущены. Взрослый побуждает малыша поднять руки с напряжением, посмотреть на них, потянуться — вдох, опустить руки - выдох. 3-4 раза.

3. «Ходики». Ходьба по комнате под команду взрослого «тик-так» (20-30 с). Взрослый следит за согласованностью движений рук и ног ребенка.

4. Ходьба и ползание на четвереньках по наклонной плоскости (один конец доски приподнят на 20-25 см). Упражнение вначале выполняется с помощью взрослого, затем самостоятельно. 4-6 раз.

5. Поочередное поднимание ног. Ребенок ложится на напольный коврик. Взрослый держит гимнастическую палочку на высоте 50 см и предлагает ребенку достать ее пальцами то левой, то правой ноги. 4-5 раз каждой ногой.

6. Приседание. Ребенок стоит лицом к стулу, держась руками за спинку, ноги на ширине плеч. По команде «спрятались» ребенок приседает, а после слов «вот ты и нашелся» — выпрямляется. 6 раз.

7. Перешагивание через ряд препятствий. Ребенок перешагивает через различные невысокие предметы, расположенные на полу, сначала приставным, а затем чередующимся шагом.

8. Катание большого мяча. Взрослый предлагает ребенку прокатить мячик по лежащей на полу дорожке шириной 20-30 см. 4-5 раз. Наклоны туловища вперед перед стоящим ребенком фиксируют на уровне его тазобедренных суставов палочку.

Снижение иммунитета у маленького ребенка Иммунитет - это способность организма выявлять и уничтожать «чужаков» (вирусы, бактерии и даже свои собственные клетки с патологически изменившимися свойствами). Иммунитет бывает специфическим и неспецифическим. Последний активен всегда и у всех, даже у новорожденных. Специфический же иммунитет «включается» только в присутствии опасных вирусов или бактерий. С его помощью иммунная система запоминает врагов и при повторном проникновении уничтожает их сразу же, не позволяя развиться заболеванию (это явление называется иммунологической памятью). Основным оружием, если вас настигло снижение иммунитета у маленького ребенка, являются антитела (иммуноглобулины) - особые белки, которые связывают и уничтожают чужеродные элементы.

Естественно, сложной многоступенчатой системе с большим количеством разнообразных связей требуется много времени для окончательного становления и созревания. Здоровый доношенный ребенок появляется на свет с полностью сформированными органами иммунной системы, которые (теоретически) могут работать с той же активностью, что и у взрослого. Однако в первые 12-24 месяца жизни механизмы неспецифического иммунитета функционируют «вполсилы», а синтез иммуноглобулинов идет крайне медленно. У дошкольника активность иммунной системы постепенно растет, но все равно до 6-7 лет она остается незрелой. Но самое главное в другом: у детей отсутствует развитая иммунологическая память, поэтому практически любой контакт с вирусом или бактерией оборачивается инфекцией. Вот почему частые простудные заболевания у ребенка 2-5 лет, особенно в первый год посещения детского сада, - это абсолютно нормальное явление, а не признак «слабого» иммунитета! К 5-7 годам, когда иммунологическая память наберет побольше сведений о вирусах и бактериях, а система местного иммунитета заработает в полную силу, картина изменится сама собой, и в конечном итоге из вечно «сопливых» детей вырастут здоровые и редко болеющие взрослые. 4-8 простудных инфекций в год для дошкольника - не патология, а признак естественного процесса формирования надежной иммунологической памяти!

Итак, у большинства детей, несмотря на частые ОРВИ. иммунитет работает как надо, и специально поднимать его не требуется - он и не падал. Но постараться сделать так, чтобы малыш реже болел, можно. Правда, для начала взрослым нужно забыть о всевозможных «волшебных» снадобьях! Популярные среди мам и бабушек средства для «поднятия» иммунитета можно условно разделить на три группы:

Препараты на основе интерферона (капли в нос, мази, анальные свечи). Эти лекарства широко используются для профилактики и лечения респираторных заболеваний, но, к сожалению, они совершенно бесполезны.

Интерферон плохо всасывается через слизистые (его надо вводить подкожно, внутримышечно или внутривенно), он не помогает при острых респираторных заболеваниях и кроме всего прочего обладает массой побочных эффектов.

Современная медицина использует препараты интерферона при лечении хронических гепатитов и некоторых злокачественных опухолей. Иммуностимулирующие препараты бактериального происхождения (назальные аэрозоли, таблетки или порошки для приема внутрь). Такие лекарства используются преимущественно для профилактики респираторных инфекций в комплексной терапии хронических заболеваний. Для того чтобы «ребенок никогда-никогда не болел» (ну или делал это как можно реже), вам придется потрудиться. Наберитесь терпения - предстоит долгая, кропотливая и, чего уж там, довольно скучная работа по организации правильного образа жизни малыша.

Вот что нужно делать при снижении иммунитета:

Полгода планомерных занятий - и частота простудных заболеваний снизится в 2-3 раза. Одевать кроху по погоде, а не по календарю. Малыши, которые не перегреваются и не потеют, простужаются реже. В сухом воздухе защитные способности слизистых оболочек снижаются - соответственно, дети чаще болеют. Использование приборов-увлажнителей поможет справиться с этой проблемой. Вирусы и бактерии носятся в воздухе не сами по себе, они цепляются за капельки слюны, которые выделяются при кашле, чихании и даже простом разговоре. Приучите маленького ребенка умываться и тщательно мыть руки с мылом каждый раз, когда он возвращается с прогулки. Дополнительно можно орошать слизистую носа физиологическим солевым раствором, который и увлажняет, и смывает пыль, микроорганизмы и другие вредные частицы. Пресловутая «витаминизация» имеет весьма опосредованное отношение к иммунитету.

Естественно, витамины нужны, но в данном случае важнее обеспечить оптимальный уровень белка, ведь защита от инфекций строится в первую очередь на разнообразных белках. Поэтому в питании маленького ребенка обязательно должно быть достаточное количество молока, молочных продуктов и мяса (именно мяса, а не сосисок, колбасы и пельменей). Причем мясо ценно вдвойне - в нем содержится железо, необходимое для профилактики железодефицитной анемии и для обеспечения достаточной активности неспецифического иммунитета (постоянные простуды, кстати, часто являются следствием железодефицитной анемии). Обеспечить маленькому ребенку полноценный сон. Дошкольник должен спать не менее 12 часов в сутки (с учетом дневного сна). Недосып ведет к нарушению обмена веществ и ухудшению работы мозга, именно поэтому у хронически не высыпающихся детей возрастает риск формирования ожирения, слабеют защитные системы организма, снижается память, возникают проблемы с поведением и т.д.

Сотрясение мозга у маленьких детей Кто из молодых родителей не приходил в ужас, не испытывал чувство паники, когда их младенец впервые падал с кровати, да еще так «удачно», что обязательно ударялся головкой об пол или мебель? Картина, знакомая многим, что уж говорить о том периоде жизни ребенка, когда он только начинает познавать жизнь, делает первые шаги. Разумеется, он постоянно падает и ударяется, зачастую головой – это тоже является необходимым элементом привыкания к суровым жизненным реалиям, ведь окружающий мир далеко не столь мягок и нежен, как руки мамы.

Но бывает и так, что ребенок, как нам кажется, ударяется слишком уж сильно, иногда даже получая травму головы. Здесь уже родительская тревога имеет под собой довольно веские основания, поскольку травмы головы опасны в любом возрасте, и оставлять их без внимания нельзя ни в коем случае. Следует знать, что нужно делать родителям, если их малыш упал и сильно ударился, получив травму головы. Не станем утверждать, что сотрясение мозга у маленьких детей – это очень редкое явление. Практически каждый ребенок за период взросления получает немалое количество травм. В детской травматологии сотрясение мозга – это один из наиболее распространенных диагнозов и с черепно-мозговой травмой каждый год в больницы нашей страны поступает около 120 тыс. детей. Однако травма травме рознь и по степени тяжести ЧМТ может разделяться на легкую, среднюю и тяжелую.

Стоит более подробно узнать, чем опасно сотрясение мозга (легкая степень тяжести черепно-мозговой травмы) у маленьких детей, поскольку именно оно наиболее часто происходит в быту. В момент сотрясения мозга человек (а именно его мозг) получает неожиданный, внезапный удар. Мозг – орган достаточно хрупкий, и в момент удара он ударяется о стенки черепа, повреждаясь при этом. Сотрясение мозга может сопровождаться кратковременной потерей сознания, может возникнуть головокружение, появляются «звездочки» перед глазами, возможна головная боль. Как правило, после внезапного первоначального удара, мозг находится в шоковом состоянии. Иногда ему может потребоваться от нескольких часов до нескольких дней на то, чтобы оправиться от шока и восстановиться. В случае, когда сотрясение мозга происходит именно у маленьких детей, положение может быть затруднено тем, что малыш не в состоянии бывает четко объяснить, что именно и где у него болит и болит ли вообще. Не совсем понятно, каковы его ощущения, особенно неясно, если ребенок находится в младенческом возрасте.

Важнейшим условием после того, как ребенок получил травму головы, является его тщательный осмотр и дальнейшее наблюдение за ним в течение нескольких дней. Это необходимо сделать с целью выяснения, не ухудшается ли состояние ребенка. Но как распознать сотрясение мозга, произошедшее у маленьких детей, каковы его признаки? Симптомы сотрясения мозга, особенно если травма была не очень тяжелой, узнать довольно непросто. Однако если сотрясение было сильным, из дальнейшего поведения ребенка можно сделать первые выводы о степени его тяжести. В какой момент следует бить тревогу?

Если по наблюдениям родителей ребенок:

А)Ведет себя странно, он раздражителен, в поведении заметны не совсем свойственные ему действия.

Б) Потерял интерес к окружающим людям, игрушкам.

В) В некоторые моменты выглядит так, словно находится в состоянии оцепенения.

Г) Нарушена координация движений, если он уже достаточно уверенно ходит, то следует обратить внимание на походку: не изменилась ли она.

Д)Становится вялым, легко утомляется.

Эти симптомы могут стать свидетельством перенесенного сотрясения мозга ребенком, но основными признаками, характерными в данном случае, являются головокружение, тошнота, рвота. Это самые частые симптомы данного состояния, которые можно наблюдать у ребенка, кроме того, можно попытаться проверить его зрачки: как правило, при сотрясении мозга один зрачок становится шире другого, однако если нет опыта в подобных вещах, иногда можно и ошибиться. Очень опасные проявления сотрясения мозга у ребенка – это потеря сознания и судороги. Вообще, при всех описанных симптомах, которые можно наблюдать в комплексе или по отдельности, необходимо немедленно обратиться за помощью к врачу.

Чем опасно сотрясение мозга у ребенка? Возможные осложнения, возникающие вследствие перенесенного сотрясения мозга, разнообразны. Это могут быть головные боли, которые способны развиться по прошествии нескольких месяцев и даже лет после самой травмы. Возможно нарушение сна, падает работоспособность. Для лечения сотрясения мозга у детей, больному предписывается покой, постельный режим, для того, чтобы избежать болезненных ощущений, следует приглушить яркий свет в комнате. Возможно применение определенных лекарственных средств, которые выписываются врачом. Чтобы исключить возможные осложнения, ребенку показано наблюдение у врача в течение года.

Вообще, родителям следует взять за правило обращаться к детскому врачу при каждой существенной травме головы у ребенка. Даже если отсутствуют внешние проявления сотрясения мозга, это не помешает, поскольку лучше исключить заранее все неприятные осложнения, возможные после удара. Если ребенку будет показано лечение, оно будет проходить, скорее всего, у невролога, а если степень травмы является тяжелой, возможно подключение нейрохирурга. Медиками проводятся исследования слуха ребенка, органов зрения, нервной системы, вестибулярного аппарата и прочих систем организма. На основании проведенного обследования врачом может быть назначено лечение, которое будет заключаться, прежде всего, в снятии внутричерепного давления, устранении отека мозга, улучшении мозгового кровообращения. Не следует тянуть с обращением за помощью к врачу, поскольку подобные травмы, при неблагоприятном стечении обстоятельств, могут привести к инвалидности и даже смертельному исходу.

Нарушения слуха у новорожденных детей По данным медицинской статистики, около 25% всех людей с нарушениями слуха страдают ими с детских лет. Как минимум 50% случаев потери или ухудшения слуха возможно предотвратить. Большое значение здесь имеет иммунизация против таких заболеваний, как менингит, корь, свинка, краснуха. Вовремя выявлять нарушения слуха у новорожденных детей важно для их нормального развития, ведь не слыша, они никогда не смогут научиться правильно говорить.

Благодаря своевременному определению подобных проблем можно рано начинать вмешательства, направленные на увеличение социальных, коммуникативных, образовательных навыков у детей.

Споры об избирательном скрининге на слух и о всеобщем аудиологическом скрининге у новорожденных детей ведутся давно. Увы, выборочный скрининг на наличие или отсутствие факторов риска нарушения слуха позволяет выявить лишь половину малышей со значительными патологиями.

К таким факторам риска относят:

• наследственность, то есть наличие в роду слабослышащих или глухих людей;

• пороки развития ушей, шеи, головы, слуховые аномалии детства;

• вес менее 1500 г при рождении;

• содержание в крови билирубина, которое превышает критический показатель;

• тяжелые асфиксии при рождении;

• большие дозы мощных ототоксических препаратов, антибиотиков;

• наличие инфекций, таких как цитомегаловирус, бактериальный менингит, герпес, сифилис, токсоплазмоз;

• низкие оценки состояния новорожденных детей по шкале апгар.

Специалисты особенное внимание уделяют генетическим нарушениям, поскольку они в восемь раз увеличивают риск нарушения слуха. Вместе с тем приблизительно у половины детей, которые страдают дефицитом слуха, не было выявлено факторов риска.

По данным педиатров США, значительные отклонения от слуховой нормы у детей выявляется в среднем в 14 месяцев. А итальянские доктора говорят о том, что если у новорожденных детей не был проведен аудиологический скрининг еще на момент их рождения, то диагноз глухота, как правило, ставится довольно поздно, на 22-28 месяце жизни. Сотрудники крупнейших научно-исследовательских институтов во всем мире, которые специализируются в этой области, также утверждают, что благодаря максимально ранней диагностике нарушения слуха и хирургическому вмешательству в течение первых 6-12 месяцев жизни ребенка можно значительно улучшить психическое и умственное развитие и сократить уровень инвалидности.

Таким образом, ученые соглашаются с тем, что первый скрининг необходимо проводить еще до того, как ребенок выписывается из роддома.

Еще в 1999 году в США был введен всеобщий скрининг слуха во время новорожденности для выявления всех малышей со значительными нарушениями слуха к трехмесячному возрасту, чтобы приступить к вмешательству к шести месяцам.

Младенцы в возрасте до 6 месяцев и те новорожденные, у которых в ходе первичного аудиологического скрининга были выявлены нарушения, также проходят тестирование реакции ствола мозга, а также отоакустической эмиссии.

Младенцев старше 6 месяцев можно обследовать с применением слуховых, поведенческих реакций ствола мозга или же тестирования отоакустической эмиссии. Независимо от того, какой из методов будет использоваться, он должен определить потери слуха в 30 децибелл и более в области 500-4000 Гц. Этот тот уровень дефицита, при котором может быть нарушено нормальное развитие речи ребенка. Если дефицит слуха подтверждается, малыш должен быть своевременно направлен на дальнейшее обследование, а также получить необходимую помощь в форме социализации и направленного образования.

Неудовлетворительная оценка аудиологического скрининга

Если при проведении аудиологического скрининга оказывается, что новорожденный не удовлетворяет его стандартам, можно говорить о целом ряде причин, одна из которых – нарушения слуха. У малышей, которые недавно появились на свет, может наблюдаться застой в слуховом канале амниотической жидкости, окружающей плод в период его нахождения в утробе матери. Эта жидкость может препятствовать процессу прохождения звуковых волн во внутреннее ухо. Если застой жидкости происходит за барабанной перепонкой в среднем ухе, то он не только создает помехи, но и может стать причиной отитов, или воспалений уха. После того, как эти преграды устраняются, назначается «переэкзаменовка». Другой типичной причиной неудовлетворительных результатов скрининга является шумное реагирование самих малышей на проведения обследования. В таких случаях при помощи чувствительных приборов регистрируются только плач и крики. Именно поэтому проводить такого рода исследования предпочтительно в период сна малыша или в то время, когда он не испытывает беспокойство.

Различия планового (диагностического) обследования на качество слуха ребенка и аудиологического скрининга

Во-первых, различия состоят в тех данных, которые возможно получить во время плановых обследований и скринингов. Если ребенок «проваливает» аудиологический скрининг, необходимо ответить на вопросы о том, действительно ли у него есть нарушения слуха, временны ли они или постоянны, каков их объем? Для этого проводят диагностические обследования слухового анализатора.

Эта процедура требует большего количества времени, нежели скрининг, и активного контакта с малышом. Тогда как первичный скрининг можно проводить даже тогда, когда ребенок спит. При этом для получения более точных и полных результатов выполняют специальное тестирование. Малыша на 45 минут оставляют в пустом помещении спать и проверяют, какова его реакция на возбудители. То, насколько результаты диагностических обследований оказываются достоверны, зависит от объема получаемой информации.

Здоровое питание детей до пяти лет Все родители задумываются о том, чем можно накормить ребенка после года, когда у него уже сформировалось не меньше, чем по семь зубов на каждой челюсти. У ребенка появилось желание что-то пережевывать, к тому же в пищеварительной системе у ребенка произошли изменения, у него выросла активность необходимых ферментов, которые участвуют в переваривании пищи.

Поэтому он может переварить более сложные продукты, чем до годовалого возраста и у ребенка уже начали формироваться свои вкусы и пристрастия к определенному виду пищи. Здоровое питание детей до пяти лет, дает возможность хорошо развиваться и расширять свои вкусовые пристрастия и предотвращает появление различных заболеваний пищеварительного тракта. В это время нужно особенно тщательно выбирать рацион питания, чтобы пища была насыщена самыми разными питательными элементами.

Когда ребенок до года питался грудным молоком, то антитела, которые находятся в женском молоке, не давали развиться стафилококкам, которые являются причиной образования кариеса и как только ребенок лишится такой защиты, то у него может развиться кариес, что повлияет не только на рост молочных зубов, но и на постоянных. Кроме того, многие мамы дают своим малышам после года ночные подкормки из различных смесей и фруктовых сосков, это ни в коем случае, не следует делать в связи с тем, что такое питание может увеличить развитие кариеса. Поэтому после года, не стоит продолжать кормить ребенка, в ночное врем, так как такое кормление нарушает его сон и в течение дня у него снижается аппетит.

Ребенка до 2-х лет можно кормить 5 раз в день, а затем можно перейти на 4-х разовое питание, чтобы время между кормлением составляло не более 4-х часов. Родители не должны нарушать график кормления, даже на двадцать минут, чтобы не нарушить пищевой рефлекс, при котором у ребенка выделяется желудочный сок и другие компоненты для переваривания пищи. Такой режим питания даст возможность хорошо развиться аппетиту ребенка, и все пищевые продукты будут хорошо усваиваться. В том случае, когда будет беспорядочное питание, то в организме ребенка не будет вырабатываться достаточное количество ферментов, необходимых для нормального пищеварения, что приведет к расстройствам желудочно-кишечного тракта, и потому пища не будет достаточно хорошо перевариваться и усваиваться. Родители должны усвоить одно, что ребенку не стоит давать никаких продуктов питания между кормлениями, даже молочных, а также соков, фруктов и особенно сладостей. Это связано с тем, что небольшие поступления в организм продуктов, сбивают налаженный механизм выработки ферментов, соков и потому, ребенок может отказаться кушать основные продукты. Каждый родитель должен следить за количеством калорий, которые поступают в организм ребенка, и им следует знать, что рацион ребенка до 5 лет составляют не более 1400 ккал. Объем продуктов должен быть не более 1300 мл, и все эти продукты следует распределить на 4 раза, но обед должен занимать больший объем, чем полдник, завтрак и ужин. В пище должно быть больше растительных жиров, белков растительного происхождения не менее 65% от их суточного количества.

Питание детей должно быть здоровое и до пяти лет они должны кушать больше молочных продуктов, в связи с тем, что в них содержится больше кальция, молочного жира, витамины группы В, и белок, которые крайне необходимы для формирования скелета и мышечного корсета, который держит позвоночный столб. Особенно полезны сыры и творог, они богаты кальцием и способствуют образованию костной ткани, также как и сливочное масло. Детям до пяти лет можно давать специальный детский йогурт, который содержит мало жира, должно быть меньше сахарозы, консервантов, а также ароматических добавок и лучше давать им «живые» кисломолочные продукты, что даст возможность поддерживать полезную кишечную флору, которая будет способствовать лучшему перевариванию продуктов.. Здоровое питание для детей до пяти лет будет в том случае, когда у ребенка в рационе питания, будут постоянно присутствовать овощи и фрукты. Это могут быть малина, черника, ежевика, цитрусовые, облепиха, киви, черешня, вишня, клубника, черноплодная рябина, клюква, малина, помидоры, огурцы, капуста, кабачки и другие продукты. Кроме витаминов, которые содержатся в кашах, овощах и фруктах в здоровом питании детей до пяти лет должно быть легкоусвояемые белки, незаменимые аминокислоты, микроэлементы, ферменты, минеральные вещества, фосфолипиды и жиры. Все эти элементы содержатся в яйце, как в куриных, так и в перепелиных, хотя в перепелиных больше белка и аминокислоты, такие как триптофан.

Перепелиные яйца не могут содержать сальмонеллеза, в отличие от куриных, поэтому куриные яйца можно давать ребенку после термической обработки, в виде омлета и сваренного в крутую. В питании детей до 5 лет яйца должны быть ежедневно, но можно и 4 раза в неделю. Из каш, особенно полезны гречневая и овсяная каша, можно иногда давать макаронные продукты, но не следует ими злоупотреблять, так как они содержат большое количество легкоусвояемых углеводов, что будет перегружать поджелудочную железу. Из хлебных изделий можно детям давать хлеб, который содержит мало дрожжей, чтобы в кишечнике не было излишнего брожения. В здоровое питание детей включают и питье, и самое лучшее это бутилированная вода, но можно давать соки, компоты из сухофруктов без сахара, молочные продукты, травяные отвары мяты, фенхеля, ромашки, но не давать газированные напитки, в связи с тем, что они раздражают слизистую кишечника и может быть изжога. Соли в сутки не должно превышать одного грамма. Сладости заменяют фруктами. Таким образом, здоровое питание детей до 5 лет должно состоять из продуктов, которые содержат все необходимые элементы, для строения скелета, мышечной массы для его гармонического развития.


Загрузка...